Об утверждении Плана мероприятий на период 2021-2023 годов по реализации Антикоррупционной стратегии Республики Казахстан на период 2015-2025 годы: одобрен. Согласно отчетам о государственных закупках товаров, работ и услуг, осуществляемых на портале https://goszakup.gov.kz, значимость государственных закупок для экономики страны подтверждается тем, что если в 2016 году выделенная сумма на закупки составило 1,7 трлн. В декабре 2014 года в Казахстане был принят Указ Президента Республики Казахстан «Об антикоррупционной стратегии Республики Казахстан на период 2015-2025 годов», а в феврале 2022 года – новый Указ Президента Республики Казахстан. Казахстан «Об утверждении концепции антикоррупционной политики Республики Казахстан на период 2022-2026 годов», согласно которой учреждения, участвующие в борьбе с коррупцией.
Теоретической основой исследования послужили международные источники данных (Индекс восприятия коррупции (ИПЦ) Transparency International, Закон о коррупции за рубежом (FCPA), отчеты Всемирного банка и другие), тендерные работы, написанные казахстанскими учеными и исследователями из России и дальних стран. . 9-я Международная научно-практическая конференция «Изменения в государственном управлении» (напр. В рамках дипломной работы подготовлено и опубликовано 10 научных статей: 1) в журналах из Перечня изданий, рекомендуемых к опубликованию основных результатов научной деятельности – 4; 2) в сборниках научных статей и материалов международных конференций – 4; 3) в публикациях с импакт-фактором, индексируемым в международных базах данных Web of Science и Scopus – 2.
Сущность и управление системой государственных закупок
Первое законодательство о государственных закупках в нашей стране было принято 16 июля 1997 г. (№ 163-И) [8], оно хронологически совершенствовалось, но до 2007 г. все процедуры государственных закупок осуществлялись только в бумажной форме, или информация о государственных закупках была опубликована в печатных изданиях. Для большей наглядности и более детального анализа развития и становления деятельности по государственным закупкам в Казахстане мы впервые провели ретроспективный анализ Закона «О государственных закупках» в редакциях с 1997 по 2022 год. Были проанализированы: принятые законы в этой области с учетом изменений и дополнений, количества статей в Законе «О государственных закупках», количества изменений в период с 1997 по 2022 год, формы государственных закупок и анализа статьи, где прописаны функции мониторинга и контроля в сфере государственных закупок Республики Казахстан.
Кроме того, в период с 1997 по 2022 год ключевые слова «Мониторинг и контроль» искались в Законе о государственных закупках. Из проведенного анализа видно, что если в законе 1997, 2002 и 2007 годов функции мониторинга и контроля были указаны в 1-й, 2-й статье, то в законе, принятом в 2015 году, целая глава, состоящая из нескольких статей. и параграфы, посвященные контролю и мониторингу государственных закупок.
Антикоррупционный мониторинг в сфере государственных закупок
Так, в проекте антикоррупционной политики Республики Казахстан на 2022-2026 годы, принятом в феврале 2022 года, второй раздел указывает на роль гражданского общества и его участие в борьбе с коррупцией на фоне создания «нулевая» атмосфера. Применительно к госзакупкам данная концепция учитывает долю закупок с участием государства, которая в 2020 году составила 35% от общего объема расходов бюджета; в свою очередь это 7%. Например, при формировании плана ПП и указании в нем цен на товары сотрудники отдела закупок ссылаются на цены прошлогодних закупок, сайт satu.kz, сайт Omarket.kz и т.д.
Так, в ходе проведенного в 2020 году мониторинга было выработано более 3,7 тысяч предложений по совершенствованию отдельных видов деятельности различных государственных органов [55]. По этой причине, например, в 2021 году в СОП было проведено 25 проверок и выявлено 32 нарушения, которые затем были устранены подрядчиками [56].
Опыт антикоррупционного мониторинга системы государственных закупок зарубежных стран
Кроме того, в 2014 году была запущена единая программа SAM (System for Award Management), которая оснащена аналитическим инструментом, многопараметрическим поиском. Среди наиболее важных улучшений эксперты рейтинга отметили внедрение электронной системы госзакупок ProZorro, запущенной в 2014 году. На сегодняшний день государственные закупки в Таджикистане осуществляются на платформе eprocurement.gov.tj, где используется полная автоматизация закупочных процедур.
За достаточно короткий срок в Казахстане удалось выстроить нормативную базу отечественной системы государственных закупок, внедрить собственную электронную площадку для государственных закупок https://goszakup.gov.kz, разработать единый справочник номенклатуры товаров, работ и услуг, а также утвердил правила взаимодействия заказчиков и подрядчиков.
Информационно-правовой инструментарий противодействия коррупции в сфере государственных закупок
Например, по данным исследования Transparency International, в 2015 году Казахстан набрал всего 28 баллов по 100-балльной шкале при расчете ИПЦ [70]. Например, в 2017 году его использовали при повторной закупке при 68% неудачных закупок и отмене открытых торгов. В частности, под эгидой проекта «Адалдык Аланы» принят комплекс мер по усилению открытости и прозрачности работы государственных органов путем интенсификации перехода к сервисной модели.Уровень цифровизации государственных услуг в 2020 году достиг 93 % по сравнению с международным стандартом 90% [76].
Положительной стороной этой идеи было то, что любой желающий 24 часа в сутки мог анализировать и контролировать бюджетные средства, выделяемые на государственные закупки работ и услуг по ремонту или строительству определенного объекта (рисунок 10). Согласно Национальному антикоррупционному докладу за 2021 год [53], систематическая профилактическая работа позволила сократить количество фактов коррупции: если в 2016 году таких фактов было 2807, то в 2021 году из них выявлено уже 1557 (рисунок 11). В 2021 году по зафиксированным фактам коррупции осуждено 892 человека, что показывает тенденцию к снижению по сравнению с 2020 годом (1021 человек).
Последовательная активность субъектов в борьбе с коррупцией позволила Казахстану значительно улучшить свои позиции в ИВК Transparency International по сравнению с 2016 годом (29 баллов). 2020 г., (Рисунок 15, Приложение I) свидетельствует о том, что сумма возмещения ущерба, установленного по оконченным уголовным делам, составляет не менее Т2 млрд ежегодно. По итогам 2020 года общий экономический эффект от деятельности Антикоррупционной службы в профилактической и уголовно-правовой сферах составил 95,6 млрд тенге.
В 2020 году Всемирный банк опубликовал исследование The Worldwide Governance Indicators, в котором ежегодно оценивается качество и эффективность государственного управления в 214 странах мира [90]. Среди ожидаемых результатов реформы «Верховенство права без коррупции», реализуемой в настоящее время в Республике Казахстан, – снижение уровня коррупции, повышение индекса Transparency International до 35 пунктов.
Анализ состояния информационной системы антикоррупционного мониторинга закупок в Казахстане
Примером может служить ситуация в Щучинско-Боровой курортной зоне, где в 2017-2018 годах было похищено более 7,5 млрд бюджетных средств. По данным портала госзакупок, общее количество зарегистрированных участников в декабре 2020 года составило около 328 066 человек. а количество зарегистрированных заказчиков (государственных органов, агентств и различных типов государственных предприятий) составило 26 250. В декабре 2021 года количество зарегистрированных пользователей, включая поставщиков, увеличилось, а в апреле 2022 года, по данным AIIS EGP, значение этого показателя увеличилось до 395 875 зарегистрированных участников.
Таким образом, с технической и пользовательской точки зрения работа веб-портала https://goszakup.gov.kz оставляет желать лучшего. Если проанализировать данные за 2018-2019 годы, то закупки квазигоссектора увеличились, при этом объем закупок из одного источника составил 60-70% (табл. 9). Однако распределение причин жалоб (рисунок 19) и волнообразный характер колебаний общих количественных показателей на протяжении нескольких лет (рисунок 20) свидетельствуют о недостаточной разработанности процессуальных норм и механизмов предотвращения коррупционных рисков и высокой доле Неудовлетворенных жалоб (табл. 10, рис. 18) с высокой степенью вероятности может свидетельствовать о формализме в их лечении.
При этом даже изменения в Закон о Тендерах в 2019 году не стали препятствием для использования мошеннических схем некоторыми недобросовестными поставщиками, что наглядно иллюстрирует случай с простейшей схемой (Приложение Л), действовавшей до 17 мая. , 2021 [114]. Между тем масштабный онлайн-опрос поставщиков, проведенный в 2020 году в России и Казахстане, показал, что большинство поставщиков в России и Казахстане предпочитают решать конфликты в сфере госзакупок путем внесудебных переговоров с покупателями, при этом лишь 22% респондентов прибегают к этому. к судебному разбирательству. Исходя из вышеизложенного, в целях проведения полноценного анализа и исследований в сфере государственных закупок, а также разработки эффективных мер по антикоррупционному мониторингу процесса государственных закупок в 2021 году мы при поддержке Академии Департаментом государственного управления при Президенте Республики Казахстан подготовила анкету (Приложение А), опубликованную на официальном веб-портале https://goszakup.gov.kz.
Большинство респондентов (46%) ответили, что система госзакупок улучшилась по сравнению с 2019 годом, 34% считают, что она не изменилась и 20% - что ухудшилась. Кроме того, 15% респондентов ответили, что проблем при получении товара нет, а 22% считают, что выполняют несвойственную для них функцию и не обращают внимания на качество товара при его получении. Необходимость использования антикоррупционного мониторинга процесса государственных закупок в Республике Казахстан аргументируется проведенным SWOT-анализом (табл. 14), который свидетельствует о том, что, несмотря на положительные стороны мониторинга закупок (такие как прозрачность и открытость процедур, участие и вовлечение гражданского общества, что будет способствовать снижению коррупционных рисков и повышению качества закупаемых товаров, работ и услуг), сегодня антикоррупционный мониторинг государственных закупок в Казахстане находится в зачаточном состоянии.
Оценка числа участников, объема, стоимости и прозрачности государственной закупочной деятельности
Как свидетельствуют материалы портала, по количеству позиций, включенных в планы закупок на 2020 год, лидирует МВД (132 348 позиций); за ними следуют Министерство здравоохранения (69 219) и Министерство образования и науки (68 095). Так, по данным на 2020 год, количество контрактов на местном уровне в 4,5 раза превысило количество на республиканском уровне. Кроме того, общая стоимость контрактов на местном уровне за период с 2016 по 2020 год выросла более чем вдвое: с 2,569 трлн тенге.
Абсолютным лидером по количеству заключенных договоров на 2021 год является Некоммерческая государственная корпорация РДК «Правительство для граждан» (7 365 договоров); на второй позиции - РГП «Казгидромет» (3 624); В тройку крупнейших заказчиков по сумме договоров в 2021 году вошли ГУ «Министерство образования и науки РК», КГУ «Департамент комфортной городской среды города Алматы» и РДК «КазАвтоЖол». (Таблица 17). В Реестре нет имен участников (только БИН/ИНН), по состоянию на май 2021 года не было информации о налоговых вычетах даже за 2019 год.
Применение новых цифровых технологий для прозрачности системы государственных закупок
По данным портала оценок и анализа «Стратегия 2050», в Казахстане к 2025 году необходимо будет пересмотреть более 50 профессий (с возможным отказом от них), поскольку ИИ постепенно внедряется практически во многие сферы жизни [123]. . Общая стоимость составила $35 000, а за четыре года существования Prozorro сэкономила $150 млрд для государственного бюджета Украины. Журналистам (в опросе приняли участие около 400 репортеров из более чем 100 СМИ) удалось узнать имена двенадцати нынешних и бывших мировых лидеров, 128 политиков и 29 миллиардеров из списка Forbes.
В качестве примера можно привести расследование Британского управления по борьбе с экономическими преступлениями коррупционных схем известного международного производителя автомобилей Rolls-Royce. Управление рассмотрело «дело Rolls-Royce» в течение нескольких месяцев; в январе 2017 года производитель был оштрафован на $840 млн [128]. Так, в Китае одна из крупнейших технологических компаний разработала систему искусственного интеллекта под названием «Нулевое доверие», ее цель — поиск коррумпированных чиновников, с которыми тщательно борется китайское правительство.
Несмотря на то, что Zero Trust работала всего в нескольких десятках регионов и городов, удалось отследить 8 721 правонарушителя. В связи с этим мы дополнили механизм «оценки» клиента ПП по шкале от 1 до 10 и «уведомления» путем отправки сигнального сообщения о том или ином факте нарушений (Рисунок 30). В частности, «Модель нулевого доверия» обеспечивает организациям адаптивную и непрерывную защиту пользователей, данных и активов, а также возможность проактивного управления угрозами [134].
Совершенствование системы антикоррупционного мониторинга государственных закупок
2 Отчетные данные о государственных закупках товаров, работ, услуг // https://v3bl.goszakup.gov.kz/ru/rep/rep/m001/code/m001. 93 Интервью председателя правления АО «Центр электронной коммерции» журналу «Эксперт Казахстан» В Казахстане появится национальный кластер искусственного интеллекта // https://kapital.kz/tehnology/93211/natsional-nyy-klaster-iskusstvennogo- intellekta-poyavit -sya-v-kazakhstane.html 22.03.2022.
125 Верховный суд обсудил внедрение искусственного интеллекта // https://sud.gov.kz/rus/news/v-verhovnom-sude-obsudili. 131 Китай откажется от антикоррупционной системы искусственного интеллекта Zero Trust из-за ее высокой эффективности // https://habr.com/ru/post/439070/. 134 Подход нулевого доверия с непрерывной безопасностью данных и оценкой рисков // https://bakotech.ua/news/obespechenie-dostupa-po-principu-nulevogo-doveriya-s-neprerivnoy-bezopasnostyu.
1Methodology for assessing procurement systems; URL: https://www.oecd.org/gov/public-procurement/methodology-assessing-procurement.