человеку преодолевать себя в стремлении к другому. Христос учит, что через лю- бовь христиане должны достигать такого единства, образцом которого является единство Святой Троицы. Об этом говорится в первосвященнической молитве Христа Спасителя в 17-й главе Евангелия от Иоанна: «Отче Святый! соблюди их во имя Твое, тех, которых Ты Мне дал, чтобы они были едино, как и Мы. да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино, — да уверует мир, что Ты послал Меня. И славу, которую Ты дал Мне, Я дал им: да будут едино, как Мы едино. Я в них, и Ты во Мне; да будут совершены воедино, и да познает мир, что Ты послал Меня и возлюбил их, как возлюбил Меня. Отче!
которых Ты дал Мне, хочу, чтобы там, где Я, и они были со Мною, да видят славу Мою, которую Ты дал Мне, потому что возлюбил Меня прежде основания мира»
(Иоан. 17, 11, 21-24). Именно из 17-й главы Евангелия от Иоанна мы можем убе- диться в том, «что познающий дух наш, разделяющий личность от личности до безусловной противоположности, есть дух заблуждающийся, что для истинных учеников Христа Спасителя — в их собственной жизни — является некое подо- бие Божественного единства во множественности, и таким образом ум их осво- бождается от крайнего противопоставления между своею собственною лично- стью и личностями близких».
В Своем учении «Господь совершенно ясно раскрыл сущность единства:
оно будет выражаться во взаимной любви верующих — «да любовь, которою Ты возлюбил Меня, в них будет, и Я в них» (Иоан. 17, 26). Эта-то любовь, доходящая до полного общения жизни и готовности пожертвования ею (15, 13), и есть та заповедь, исполнением которой обуславливается наше единство со Христом (15, 9-15)», — писал митрополит Антоний [1].
«Полное проникновение благодатною любовию и есть признак, выделяю- щий человека из естественного состояния в возрожденное, отличающий учени- ков Христовых от мира (13,25), …таинственное благодатное единство раскрыва- ется верующим во взаимной любви и в любви ко Христу…» [1].
Рассматривая данные мировые религии в плоскости терпимости и толе- рантности, мы можем сказать, что, не смотря, на то, что они имея разную основу, некоторые положения, сходятся в одном - в терпимости и взаимопонимании.
Литература:
1. Нравственная идея догмата Церкви. Архиеп. Антоний (Храповицкий). М., 1909.
2.Религиозная грамотность - залог духовной безопасности. Справочник.
Астана-2011.
3. Медитация просветления. Валпола Рахула. М.,2003. 127с.
4. http://www.islamology.ru/e-books/Quran_modern_rus.pdf
5. Религиозная толерантность. Мчедлов А.П. / Наука и религия. 1994. № 8. С. 16.
ТРАДИЦИИ И ОБЫЧАЙ СОЗДАНИЯ СЕМЬИ В ВЕЛИКОЙ СТЕПИ Жукебаева Т.
г. Астана, Казахстан Современный суверенный Казахстан, переживает период своего нацио- нального возрождения. Возрастающий интерес к истории своего народа, к своей национальной культуре, к истокам формирования этноса и его эволюции в систе-
ме общемировой цивилизации – реалии, характерные для всего постсоветского пространства на рубеже веков, называемого отдельными исследователями време- нем «взбунтовавшейся этничности» или «нового национального возрождения».
Этот процесс в полной мере относится и к казахскому этносу, поскольку ранее имело место сознательное изживание и уничтожение культурных традиций на протяжении всего двадцатого века. За семидесятилетний советский период в Ка- захстане боролись с традициями как с «пережитками прошлого». Однако никакие общественно-политические процессы не смогли «затушевать» этническую инди- видуальность и национальное самовыражение казахского этноса.
Так, для вступления в брак было необходимо соблюдение определенных ограничений, связанных с экзогамными, социальными, сословными, националь- ными и религиозными нормами. Экзогамный барьер у казахов в основном огра- ничивается 7 поколением. Этой нормы современные казахи стараются придер- живаться и сегодня, поскольку оно служит для регуляции рождения физически и психически здорового потомства и продолжения рода.
У жителей степи сложилась устойчивая традиция женитьбы своих детей с раннего возраста. Как правило, девушек выдавали замуж примерно в 14-16 лет, а юношей женили в возрасте 16-18 лет.
Женитьба на представителях других народов, захваченных в ходе войн по- лучило широкое распространение. Могущественные казахские ханы, султаны, батыры, бии брали жен джунгарок, калмычек, башкирок, туркменок, каракалпа- чек и киргизок. Тем самым казахи обновляли кровь и увеличивали свое потом- ство.
Она позволяла надеяться на большое потомство. В условиях кочевого и полукочевого традиционного общества считалось, что чем больше детей, тем больше шансов стать богатым и влиятельным. К примеру, у знаменитого и могущественного казахского хана Абылая (1711-1781) было 30 сыновей и 40 дочерей. Выдающийся правитель управлял обширной степью через своих надежных сыновей и других родственников. Казахи считали, что ранняя женитьба обеспечит молодым здоровье, нормальное физиологическое развитие.
Иногда молодые девушки в раннем возрасте из бедных семей выходили замуж за состоятельных баев, которым было 50-60 лет.
А по обычаю амангерства, молодые юноши женились на великовозраст- ных вдовах своих умерших братьев. Но амангерство играло и свою позитивную роль в жизни номадов.
В казахском обществе практически не было вдов, «матерей-одиночек».
Если же женщина не хотела выходить замуж за родствеников мужа, то обычное право казахов на этом не настаивало. В таком случае она занималась воспитанием своих детей, оставаясь в роду покойного мужа.
Обряды и этапы проведения свадьбы у казахского народа.
Свадьба у казахов была не только праздником, но и представляла из себя длинную и сложную церемонию. Она формировалась на протяжении нескольких веков. Несмотря на некоторые региональные отличия, в целом существовали единые для всех казахов обычаи и обряды в системе бракосочетания.
Взаимоотношения мужчины и женщины –это то на чем держится и благодаря чему процветает весь человеческий род. Для оформления взаимоотношений
люди придумали справлять свадьбы. Ну и как любой праздник, свадьба имеет свою историю.
История возникновения свадьбы многовековая и все обычаи направлены на то, что бы брак молодых был прочным и счастливым. Многие считают, что только та свадьба настоящая, в которой были соблюдены целый ряд свадебных обычаев и традиций. Каждая традиция обладает своим особым смыслом и историей.
Свадебная церемония состояла из нескольких этапов:
Первый этап. Сговор и поездка родителей (Сватовство)
1. Выкуп. Перед тем, как сосватать девушку, со стороны жениха едет жаушы для предварительного разговора. После соглашения двух сторон обговаривается размер калыма, дата свадьбы и т.д. Жаушы вручает отцу девушки «қарғыбау» - скакуна или иноходца. Затем отец юноши сам едет сватать девушку с группой лю- дей, в которую могут входить родственники предыдущего свата, племянник и т.д.
2. Сватовство. Это знакомство двух сторон друг с другом. Родители жениха и невесты, поддерживая намерения молодых, договариваются о проведении сва- дебного торжества. Быть сватом у казахов означает поддерживать уважительные родственные отношения много лет. «Женятся на сто лет, а сватаются на тысячу», - так говорит народная пословица.
Издревле существующая, незабытая, обязательная традиция казахского народа. Едет сватать девушку. Процесс сватовства был довольно непростым и интересным. Приезд сватов носит название «Құда түсер».
Отец девушки, извещенный заранее о приезде сватов, оповещает своих родных и близких. Сватов торжественно принимают. После того, как отец девушки дает «добро», обе стороны преподносят друг другу полагающийся презент по традиции: құда аттанар, құда тарту, ат байлар, құйрық бауыр и т.д.
Самый главный представитель из сватов называется «бас құда». В свою очередь отцы жениха и невесты – бауыздау құда, т.е. самые близкие.
«Құда түсу» - самый высокочтимый, значительный той, несущий в себе особый колорит национальной традиции
Сегодня часто встречаются свадьбы, где невесту провожают и встречают согласно традициям.
Второй этап. Посещение женихом невесты.
После сватовства, уплаты калыма жених первый раз едет навещать свою невесту. Это торжественное посещение - официальный визит жениха в аул к засватанной невесте.
Жених, сопровождаемый родителями, ближайшими родственниками родителей, своими братьями и сестрами, зятьями и снохами, направляется к невесте. Однако он не может войти в юрту своих будущих тестя и тещи одновременно с родителями и старшими родственниками, поэтому, не доезжая до дверей юрты 300-500 метров, он сходит с коня и ждет, пока его не позовут.
Родители невесты принимают родственников жениха и вводят их в юрту, а под- руги невесты, сопровождаемые молодыми женщинами, идут встречать жениха.
В дверях его встречают тесть и теща, которая из находящегося в ее руках боль- шого блюда разбрасывает над головой будущего зятя сладости, баурсаки и курт (шашу). Этот обряд означает, что родители невесты желают жениху счастья и процветания. В этот день сторона невесты режет барана и устраивает пир в честь будущего зятя.
После того, как жених войдет в юрту родителей невесты, он может находиться в ней, либо в отдельной юрте веселиться с молодежью. Однако при этом жених и невеста не должны разговаривать и контактировать между собой, а могут лишь обмениваться молчаливыми взглядами. А ночью, жена старшего брата невесты приводит ее в отдельную юрту жениха, где они могут остаться наедине на всю ночь.
На второй день родственники невесты выбирают двух-трех опытных молодых женщин, чтобы разобрать подарки жениха. В число даров входят отдельные подарки каждому члену семьи невесты, а для матери - выкуп за то, что она вскормила ее грудью, а также бараны для организации свадебного пира в доме невесты. В этот же день устраивается всеобщее веселье с песнями, танцами.
Но подарки – это еще не все, чем должен откупиться жених за свой приезд.
Чтобы навестить невесту, сторона жениха выполняет все положенные обычаи.
К примеру, снохи, ссылаясь на одышку при быстрой ходьбе, просят «ентикпе», при знакомстве с шурином или младшей сестрой невесты – «балдыз коримдик».
На этом официальный визит жениха к невесте заканчивается. Этот обряд всегда выполняется с точным соблюдением всех правил, потому что традиции и обычаи всегда требуют соблюдения установленных законов.
Третий этап. Жасау.
Издревле среди казахов получило распространение обычай подготовки девушкам жасау (приданое). Его готовили как с раннего возраста, так и в период заключения брака.
Размеры жасау были различными. Все зависело от желания хозяев и его материальных возможностей. Но в любом случае родители невесты старались, чтобы размеры калыма и жасау были равноценными. В ряде случаев жасау даже превосходил размеры калыма. Так, известный русский ученый М. Красовский отмечает, что жасау по размеру иногда превосходил сам размер калыма. Здесь наступил дух состязательности, когда каждая сторона пыталась перещеголять друг друга. Учитывая традиционный менталитет казахов, можно предположить, что, действительно, размеры жасау часто превосходили размеры калыма.
Крупные баи и лица султанского и знатного происхождения старались перещеголять обычных казахов. К примеру, султан Баймухамбет Айшуаков из Младшего жуза, имевший чин генерал-майора российской армии, в качестве жасау своей дочери определил богатое приданое, груженное на 30 верблюдах.
Каждый верблюд был покрыт ковром. В придачу ко всем остальным он отдал 100 голов лошадей.
В состав жасау в более раннее время входили и рабы с рабынями. Они должны были верой и правдой служить молодой семье. Такой подарок могли позволить состоятельные ханы, султаны, батыры и бии. Но с начала XIX века, в особенности после отмены ханской власти в 20-ых годах, царское правительство ввело запрет на приобретение рабов.
Процедура перевоза жасау в ауыл жениха превращался в праздник.
Приданое, груженное на верблюдов и лошадей, напоминало праздничное кочевье.
В ауле жениха ждали приданое с особым нетерпением и стар и млад.
Всем было интересно увидеть «девичий караван». Видимо, это происходило не только из-за праздного любопытства: часть жасау шла в качестве подарка
близким и родным жениха. Претендовали на часть жасау те родственники мужа, которые участвовали в формировании калыма.
Были случаи, когда сторона жениха была недовольна размерами жасау и могла потребовать дополнительно скот, вещи т. д. Они могли оспорить и в суде биев. Но такие случаи были редчайшими. К традиционному суду биев прибегали только в тех случаях, когда расторгался брак по инициативе мужа.
Надо отметить, что обычай жасау присутствовал у многих кочевых народов в новое время (до начала XX века).
Четвертый этап. Поездка невесты к жениху и молитва муллы (неке кию и бата).
Обряд бракосочетания. Брак святое понятие, знак верности и любви в жизни любого человека. Для совершения обряда призывали муллу, ставили перед ним чашку с водой, покрытую платком. Собирались родные и близкие невесты, а также со стороны жениха. Мулла читал молитвы, затем через свидетелей, следуя специальной формуле, спрашивал о согласии юноши и девушки вступить в брак.
По шариату, если невеста беременна, обряд бракосочетания не проводится.
Обряд проводится только после рождения ребенка. Также данный обряд не проводятся между молодыми людьми, не перешедшими грань «Жеті ата» (семь поколении), так как казахи до седьмого колена считаются родственниками.
Но в любом случае невеста должна была оставаться невинной. Если случа- лось обратное, то это воспринималось высшей степени позора для стороны неве- сты. Целомудрие невест кочевники старались соблюдать очень строго. В случае нарушения этого правила ее могли вернуть обратно. По этому поводу у казахов существовала пословица «Вернувшийся враг опасен, вернувшаяся домой дочь опасна».
Таким образом, казахи великой степи уделяли серьезное внимание вопро- сам создания семьи и заключения брака. Поэтому у них практически не было бракоразводного процесса. Согласно казахских традиций ранняя женитьба объяснялась у степняков рядом причин: уберегала молодежь от неблаговидных и недостойных поступков. Это основа базиса общества и эти традиции помнили и чтили в степи.
Меняются поколения, меняются нравы и мышления людей, современное время диктует свои условия, но традиции народов никогда не изменяться, и всегда найдутся люди которые будут продолжать чтить и соблюдать обычаи своих предков.
У казахского народа всегда были свои устоявшиеся из века в век традиции и обычаи проведения свадебных церемоний. И в нашем современном обществе никто не желает, нарушать обычай своего народа, даже наоборот все стремятся соблюдать все традиции при сотворении молодой, счастливой семьи.
Литература:
1. Казахи. Историко—этнографическое исследование. - Алматы, 1995 -с.292 2.Аргынбаев Х. Историко-культурные связи русского и казахского народов. - Пав- лодар, 2005. - Т.10.-17-18.
3.Алтынсарин Ы. Этнографические очерки и образцы устного творчества.- Павло- дар, 2006.- Т.13.- С.6
4.Изразцов Н. Обычное право киргизов Семиреченской области// обычное право казахов.- Павлодар, 2007.-Т.35 -с.90-91.
5.Тронов. Обычаи и право киргиз.// Обычное право казахов.- Павлодар, 2007.-Т.35 -с.164.
6.Уалиханов Ш.У. Этнографическое наследие казахов - Астана, 2007.- Т.1- С.28
ОПЫТ ИССЛЕДОВАНИЯ НОВЫХ РЕЛИГИОЗНЫХ ДВИЖЕНИЙ В РОССИИ
Исмухамбетова Д.
г. Астана, Казахстан Социально-культурные процессы второй половины ХХ века продемонстри- ровали ошибочность прогнозов и ожиданий многих ученых относительно от- мирания религии в обществе. Концепция секуляризации как процесса угасания религии оказалась не в состоянии объяснить всплеск интереса к религиозным исканиям, особенно среди молодого поколения, что нашло свое отражение в рас- пространении новых религиозных движений.
На сегодняшний день, однозначно оценить положение и роль религии в современном мире и обществе, возможности и перспективы ее развития достаточно сложно. Поэтому строить научные прогнозы относительно дальнейшего развития религии: либо ее близкого отмирания, либо же религиозного возрождения, нужно с особой осторожностью. В любом случае сегодня становится очевидным, что религия играет заметную роль в жизни общества и на данный момент претерпевает глубокие изменения.
Радикальные изменения информационного, постиндустриального общества в ХХ веке, касающиеся, прежде всего стран запада, привели к тому, что наша страна стала активно включаться в глобализационные процессы. Это привело к тому, что Казахстан стал открытым полем, на территории которого стали получать распространение новые религиозные движения.
Проблема изучения новых религиозных течений является одной из основных не только в области религиоведческих знаний, но и во многих других гуманитарных науках.
В нашей стране ученые все больше проявляют интерес к изучению новых религиозных движений, так как эта проблема стала больше касаться активного вступления молодого населения в их ряды. Изучением новых религиозных движений в Казахстане занимаются такие ученые как А.П. Абуов, Г. Есим, Е.М.
Смагулов, Ю.В. Шаповал, Д.Т. Толгамбаева, У.М. Сандыбаева, А.И. Артемьев, А.Н. Нысанбаев, Г.Т. Телебаев, Я.Ф. Трофимов, В.И. Иванов и др.
Опыт российских ученых в изучении НРД является более широким.
Ситуация, касающаяся распространения и активизации новых религиозных движений в обеих странах схожа. Поэтому нам особенно важно рассмотреть подходы к изучению новых религиозных течений российских ученых.
Массовое распространение новых религиозных движений в большей части мира относят к 60-70 г.г. ХХ века, и данный период характеризуют как время религиозного ажиотажа. Многие НРД начинают официально регистрироваться, вести активную проповедническую деятельность, проводить общественные про- граммы, создавать фонды, ассоциации, центры обучения.