ЕВРОПЕЙСКИЙ И КАЗАХСТАНСКИЙ ОПЫТ ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ В ОБЩЕСТВЕ
Онучко М.Ю.
кандидат политических наук, доцент кафедры политологии ФМО
ЕНУ им. Л.Н.Гумилева Среди многих факторов, способствующих консолидации многоконфессионального и полиэтнического общества, одно из важнейших мест занимает преодоление ксенофобии и формирование религиозной и этнической толерантности. После окончания холодной войны и реализации демократических преобразований, осуществленных в странах бывшего социалистического лагеря, острота политических противоречий на международной арене заметно снизилась. Одновременно существенно усилились межэтнические и межрелигиозные (межконфессиональные) противоречия. Во многом это связано с религиозным возрождением в посткоммунистическом мире и «глобальным этническим взрывом».
В тоже время, в современном мире наметился рост фундаменталистских и экстремистских тенденций, активных попыток по использованию религии и ее организаций для служения воинствующему национализму, шовинизму, политизации религиозной жизни. В настоящее время очень сложно соблюсти баланс между принципами демократии и правами человека, свободы совести и религии с одной стороны, и сохранением национальной культуры, этнической и религиозной идентичности – с другой.
Эта проблема очень актуальна сейчас как для Казахстана, так и для стран-участниц Европейского союза. Евросоюз представляет собой многонациональное поликонфессиональное общество со всеми основными моделями государственно- церковных отношений: идентификационной, отделительной и кооперационной.
Для Казахстана, как страны полиэтнической и поликонфессиональной, с множеством социокультурных укладов, толерантность представляет огромный ресурс. Поэтому в настоящее время в Казахстане существует ряд программ, проектов, центров, которые призваны способствовать развитию толерантности, формированию установок толерантного сознания и профилактике экстремизма.
На этом фоне необходимо понять, что толерантность вовсе не означает вседозволенность и безразличие. Чтобы выявить содержание понятия «установки толерантного сознания», необходимо провести концептуальный анализ категории
«толерантность». Научное толкование термина «толерантность» имеет существенные различия. Если одна группа ученых акцент делает на признание достоинства другой личности, на диалоге с «другим», то другая – на терпимом отношении к «другому» и психологической защите от него. Получили распространения и другие точки зрения на
«толерантность». Так, например, Л.М.Дробижева понимает под толерантностью, во- первых, способ мировоззрения, прежде всего, «уважение прав других»; во-вторых, систему ценностей, признающую разнообразие мира; в-третьих, готовность к взаимодействию с ним в таком его облике; в-четвертых, этическую категорию.
Среди международных документов, посвященных уважению прав человека, демократии и законности, особое место отводится Декларации принципов терпимости, подписанной 16 ноября 1995 в Париже 185 государствами-членами ЮНЕСКО. Статья 1 данной Декларации определяет «толерантность» как «уважение, принятие и понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности; добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира; не уступка, снисхождение или потворство», а «активное отношение, формируемое на основе
признания универсальных прав и основных свобод человека». Особо подчеркивается, что
«это не только моральный долг, но и политическая и правовая потребность».
ООН по инициативе ЮНЕСКО объявила 1995 год - год 50-летия обеих организаций - Международным годом толерантности. В юбилейный год столь значимых международных организаций Декларация принципов терпимости стала квинтэссенцией понимания, что должно и может стать основой мировой и национальной безопасности и, следовательно, нормальной жизнедеятельности всего мирового сообщества. В 2001 году началось объявленное ЮНЕСКО Международное десятилетие культуры мира и ненасилия.
История свидетельствует о глубоком интересе к проблеме толерантности в области свободы совести как краеугольного камня гражданского общества. Как философская проблема понятие «толерантность» было сформулировано в связи с осмыслением итогов Тридцатилетней войны, в ходе которой представители враждующих конфессий нещадно истребляли друг друга. Итогом стало подписание Вестфальского мира, открывшего новую эру взаимоотношений международных отношений.
В этом отношении наиболее известны мысли Дж.Локка, одного из главных философов, размышлявших на тему толерантности и веротерпимости. Именно он заложил в европейскую традицию взаимоотношений государства и религии основные принципы и положения, которые служат ориентиром для всего мира и по сей день. Кажущееся первоначально нейтральным то или иное понятие наполняется с течением времени политически-этическим смыслом.
В своих «Письмах о терпимости» он писал, что уважение к религиозным верованиям всех граждан приносит пользу государству и обществу, что «Не неизбежная разница во взглядах, а нежелание уважать чужие взгляды привело к волнениям и войнам, произошедшим в христианском обществе на почве религии». Официальная веротерпимость не создает разделения, наоборот, она помогает разрядить напряженную обстановку созданную нетерпимостью к чужим воззрениям.
Очевидно, что Локк опирался на западную христианскую традицию. Однако, идеи неотъемлемого достоинства человека, отсутствия принуждения в духовной сфере, заботы о ближнем и закона как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними« являются не только частью западного христианства, но и частью учения иных религиозных традиций.
В мире, изобилующем религиозными течениями, очень важно находить ресурсы, несущие идею веротерпимости внутри самой религиозной традиции. Светские взгляды эпохи Просвещения не должны являться единственным обоснованием принципов веротерпимости, реализуемых в современном мире. Несомненно, что культура, опыт и история разных регионов мира значительно отличаются друг от друга. Как слова, символы и действия в разных странах несут разное значение, также и религиозные практики и верования имеют большие различия.
Однако, некоторые ценности, можно сказать, стали общечеловеческими ценностями, включая достоинство человека и веротерпимость; они легли в основу нескольких международных документов. В 1948 году Организация Объединенных Наций приняла Всеобщую Декларацию прав человека. Ее восемнадцатая статья содержит следующее положение: Каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии; это право включает свободу менять свою религию или убеждения и свободу исповедовать свою религию или убеждения как единолично, так и сообща с другими, публичным или частным порядком в учении, богослужении и выполнении религиозных и ритуальных обрядов».
Следовательно, веротерпимость не является сугубо американским или европейским стандартом. Всеобщая Декларация в совокупности с Декларацией ООН 1981 года о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений
были приняты Генеральной Ассамблеей ООН, в которую входит 191 страна мира.
Подобные стандарты можно также найти в следующих документах:
1. Международный Пакт о гражданских и политических правах (статья восемнадцатая) подписанный 109 государствами;
2. Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод (статья девятая) подписанная 44 странами;
3. Американская Конвенция о правах человека (статья двенадцатая) подписанная 23 странами;
4. Африканская Хартия прав человека и народов (статья восьмая) подписанная 52 странами;
5. Документы Конференции по Безопасности и Сотрудничеству в Европе, которые являются обязательными для всех 55 стран-участниц.
Примечательно, что проблема укрепления толерантности в области свободы совести на фоне такого многообразия заявила сама о себе во вновь образованном и не знающем еще аналога мировом сообществе. Для урегулирования возникших и возможных в будущем проблем пришлось вносить специальное дополнение в Амстердамский договор 1997 года (ст.11) о необходимости сохранения существующих государственно-церковных отношений в странах- участницах. Этот договор не случайно по значимости называют еще Маастрихт-2. Однако, на наш взгляд, данное дополнение не решает сути проблемы, а лишь откладывает ее на неопределенное время. Свидетельством тому - острая дискуссия среди стран-участниц по проекту Конституции Евросоюза, в частности, по вопросу включения положения о христианских ценностях как основы европейской культуры.
Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций в своей резолюции
«Поощрение религиозного и культурного взаимопонимания, гармонии и сотрудничества»
от 19 февраля 2004 г. не только выразила встревоженность тем, что «во многих районах мира учащаются серьезные случаи нетерпимости и дискриминации на почве религии или убеждений, включая акты мотивированного религиозной нетерпимостью насилия, запугивания и принуждения, но и подчеркнула, что «борьба с ненавистью, предрассудками, нетерпимостью и косностью на почве религиозной и культурной принадлежности представляет собой серьезную глобальную задачу». В решении этой задачи важное место занимает работа по формированию религиозной и этнической толерантности.
В свое время в «Лекциях по этике» известный немецкий философ И.Кант писал:
«Терпимость с религиозной точки зрения состоит в том, что один может без ненависти переносить несовершенство и заблуждения религии другого, хотя и испытывает при этом неудовольствие. Кто истинной религией считает то, что является в моей религии заблуждением, ни в коем случае не должен быть предметом ненависти» [6]. Во времена Канта достижение даже религиозной терпимости, в изложенном им содержании было делом весьма сложным.
Таким образом, в наши дни, речь идет о необходимости формировании не просто терпимости, а о воспитании толерантности (в том числе религиозной и этнической) у всех жителей планеты. Мировое сообщество определяет толерантность как уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур современного мира, форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности. Толерантность – это гармония в многообразии. И очень важно, что Декларация принципов толерантности, принятая Генеральной конференцией ЮНЕСКО, подчеркивает, что «толерантность – это не уступка, снисхождение или потворство. Толерантность – это, прежде всего, активное отношение, формируемое на основе признания прав и основных свобод человека».
Формирование религиозной и этнической толерантности требует не только огромной воспитательной работы. Оно неразрывно связано с активным противодействием всему тому, что прямо или косвенно мешает равноправию граждан и их общественных объединений (включая религиозные и этнические), что противостоит религиозному,
культурному, политическому плюрализму, что способствует разжиганию агрессивного этнонационализма и распространению различных фобий, что ведет к политизации религии и клерикализации политики.
Одной из попыток неправильного трактования толерантности и возбуждения нездоровых настроений в обществе служат идеи и проекты отдельных политиков, предлагающих в законодательном порядке разделить все религиозные организации на более привилегированные и менее привилегированные. Иные из сторонников такой идеи ссылаются на опыт ряда стран Европы, в которых сохранились некоторые анахронизмы, противоречащие демократическим принципам европейского сообщества, наподобие существования государственной религии. При этом такая аргументация подается чуть ли не как продиктованная стремлением ускорить принятие Казахстаном европейских стандартов.
Но европейские стандарты состоят не в предоставлении государством преимуществ религиозным объединениям большинства, а, как это записано в Документе Копенгагенского совещания Конференции по человеческому измерению СБСЕ (1990 г.), в создании государством «условий для поощрения» «этнической, культурной, языковой и религиозной самобытности национальных меньшинств».
Придавая исключительную важность поощрению и защите прав национальных и религиозных меньшинств, Генеральная Ассамблея ООН в Декларации о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам (1992 г.), специально подчеркнула, что такая деятельность «способствует политической и социальной стабильности государств», «укреплению дружбы и сотрудничества между народами и государствами».
Из этого следует, что люди, предлагающие, вопреки конституционному принципу равенства религиозных объединений перед законом, установить порядок, в соответствии, с которым государство должно иметь приоритетные отношения с религиозными организациями большинства, давать им привилегии, руководствуются не соображениями содействия укреплению социально-политической стабильности и возрождения дружбы народов Казахстана, а какими-то иными побудительными мотивами.
На уровень толерантности в Казахстане оказывает влияние комплекс социально- политических, экономических, психологических и других факторов, например, сильнейшим образом влияют фрагментация общества и кризисное сознание в условиях информационного дефицита. Как следствие - очень велико непонимание или нежелание понять другого человека.
Успешная реализация модели межэтнического и межконфессионального согласия способствует созданию благоприятной внешней среды для развития Казахстана. Имидж и репутация Казахстана на международном уровне сегодня безупречны. Наша страна одинаково приемлема как для европейского, постсоветского, так и для азиатского, тюркского, мусульманского миров. Казахстан стал первым прецедентом, когда азиатская страна, в которой проживает большинство мусульманского населения, была принята в качестве председателя ОБСЕ - системы европейской безопасности. При этом в 2011 году Казахстан будет председательствовать и в Организации «Исламская конференция».
Внутренний мир и согласие стали важным приращением имиджевых ресурсов Казахстана, начало разработки которых было положено добровольным отказом страны от четвертого по размерам ядерного арсенала в мире. Именно этноконфессиональная толерантность стала точкой опоры идеи «азиатской ОБСЕ» — Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии. Такая инициатива, которая призвана объединить почти половину населения земного шара, не могла состояться в принципе, если бы внутри страны не был бы реализован уникальный опыт согласия между этносами и культурами.
Формирование установок толерантного сознания, или иначе убежденности, что возможно не просто существование иной точки зрения, а ее равноправность,
равноценность своей собственной», неотделимо от процесса становления гражданского общества. При этом в процессе их формирования не следует недооценивать роль гуманитарного знания и, в частности, курса религиоведения. Ведь в «Декларации принципов толерантности» подчеркивается, что «ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений».
Изучение международного опыта в области укрепления толерантности в поликонфессиональном обществе и возможности его использования в нашей стране убедительно показывают, что необходимо исключить любые формы государственного вмешательства в вопросы веры, религиозные структуры и канонического права. Если же осуществление религиозной свободы одних граждан наносит ущерб правам и свободам других, интересам общества, то следует применять действующие нормы уголовного или административного права.
Необходимо всемерно развивать диалог как между государством и религиозными организациями, так и межрелигиозный диалог; поддерживать деятельность неправительственных организаций для усиления взаимопонимания между религиозными группами и защиты религиозного культурного наследия.
Однако отделение не означает отказ от соучастия государства и религиозных организаций в решении общезначимых проблем, прежде всего в социальной сфере. На наш взгляд, именно правовое регулирование сотрудничества государства и религиозных организаций должно стать краеугольным камнем государственной политики в области свободы совести. Совместная деятельность по улучшению общественного благосостояния реально будет способствовать устранению нетерпимости.
Фактическое осуществление и укрепление толерантности в современном поликонфессиональном обществе невозможно без компромиссов. Но эти компромиссы должны уважать конституционное право на свободу совести и равенство религий. Надо набраться терпения, знаний и политической воли.
Казахстанский опыт сплочения людей различных национальностей и вероисповеданий должен стать достоянием мировой общественности. Ведь это способствует и будет способствовать в дальнейшем поднятию уровня духовности, образования и культуры, обобщению и распространению позитивного опыта мирного сосуществования различных этносов и конфессий, проживающих в Казахстане.