Мост между Европой и Азией. Становление Независимого государства в разрезе теории и практики
После обретения Независимости перед представителями духовной культуры Казахстана, многие из которых были на тот момент депутатами Верховного Совета республики, встала проблема осмысления судьбоносного вопроса – в каком направлении республике развиваться дальше.
Наша общественная мысль в целом, на мой взгляд, выполнила свою задачу. В результате дискуссий и столкновения мнений была сформулирована концепция национального государства. Дальше, как и все постсоветские республики, мы прошли через множество сложностей становления. В это время сыграла огромную роль личность Президента Нурсултана Назарбаева, который внес большой вклад и в теоретическое осмысление независимой жизни государства. Историческими, например, были его решения о роспуске Верховного Совета в 1993 году, переносе столицы, введении новой валюты и другие.
В это время общественная мысль старалась внести свой вклад в движение страны вперед. И если раньше она критиковала власть, то в ситуации, когда возникали серьезные противоречия, связанные, например, с межнациональным вопросом, мы больше всего думали о том, чтобы наше государство утвердилось, чтобы можно было двигаться вперед и закреплять президентскую идею стабильности и межнационального согласия.
Общественная мысль была также занята освоением наследия репрессированных деятелей истории казахстанской культуры: не только реабилитацией, но и введением их в казахстанскую культуру. Благодаря инициированной Президентом Программе «Культурное наследие» в культурный оборот возвращены многие пласты истории.
Но в истории общества всегда наступают переломные моменты, когда на первый план выходят проблемы нравственности. Не случайно она стала целью художественных исканий Толстого, Достоевского, Абая, Шакарима и других. Именно в ней – решение межцивилизационных проблем.
Теперь что касается идеи евразийства. Ее природу можно понять только в разрезе эволюции, длящейся в течение уже более двух десятилетий. По этому вопросу даже сегодня существует целый спектр суждений. И это закономерно: ведь евразийская идея – не абстрактное, но конкретное теоретическое понятие, имеющее свое особое содержание в том или ином
общественно-историческом контексте.
Впервые она прозвучала еще в XVII веке при обосновании мессианской роли
России в мире – как особой державы, вроде некоего третьего Рима. Тогда и православная религия была объявлена самой чистой и самой аутентичной учению и личности Христа. Далее евразийская идея вновь возродилась в России в связи с бурными спорами между славянофилами и западниками о
путях буржуазного развития страны.
В новых условиях, в первой половине XX века, евразийская идея возродилась в трудах Льва Николаевича Гумилева – разработанная им в связи с обоснованием вклада тюркских народов в развитие Российской империи.
Согласно Л. Н. Гумилеву основу российского государства составляли два суперэтноса – славяне и тюрки, которые не только воевали, но веками жили бок о бок в мире и согласии, и не просто жили, но активно сотрудничали.
Ведь и сегодня в России живет около 40 тюркских народов.
До Гумилева история тюрков, к сожалению, крайне искажалась, трактовалась только отрицательно. И в советское время любая попытка ее объективного освещения воспринималась тоже негативно, она расценивалась как проявление буржуазного национализма, пантюркизма. Так, Магжана Жумабаева и других деятелей казахской культуры обвинили в национализме и пантюркизме за то, в частности, что они рассматривали казахов, узбеков и другие народы нашего региона как часть тюркского суперэтноса.
Благодаря фундаментальным исследованиям Льва Гумилева, получил право на жизнь принципиально новый, истинный взгляд на взаимоотношения тюрков и славян – Великой степи и России.
Принципиально новая точка зрения Л. Н. Гумилева на взаимовлияние русского и тюркских народов фактически совершила переворот в диалоге двух великих культур. Более того, разработанная им евразийская идея стала также новой методологией для исследователей истории и культуры тюркских
и славянских народов.
Дальнейшую эволюцию евразийская идея получила в изложении Президента Казахстана, впервые она прозвучала в его известном выступлении в Московском университете. В разработке Нурсултана Назарбаева это сложное, синтетическое и системное понятие имеет принципиально новое содержание, которое отражает новую общественно-историческую обстановку и задачи, выдвинутые историей перед независимыми государствами после крушения СССР. Тогда, если помните, имела место очень сильная центробежная сила – все хотели не только быть суверенными, независимыми государствами, но активно разрушали веками наработанные экономические,
научные и культурные связи.
Да, в своей евразийской идее Н. Назарбаев прежде всего исходит из факта возникновения новых независимых государств, которые заявили о своем
желании развиваться по пути демократии и самостоятельно определять свою внутреннюю политику. Это, несомненно, прогрессивное явление. Но одновременно Президент Казахстана отстаивал новые суверенные государства как субъекты международных отношений, призывая не разрушать веками наработанные связи. Согласно евразийской идее Нурсултана Назарбаева мы должны не только сохранять, но и дальше развивать свои экономические, культурные, политические связи с бывшими республиками.
Его евразийская идея имеет уровень методологии, применение которой вызывает появление принципиально новых форм содружества. То есть как всякая эволюционная идея она имеет практически неисчерпаемый потенциал.
Иными словами, в ней доминирует независимость на фоне одновременной интеграции республик: эти два опорных положения евразийства объединены диалектично. Продуктивность этой идеи показала сама жизнь, в том числе и
фактом создания на ее основе СНГ.
Должен сказать, что эту идею вначале не все приняли адекватно, многие отнеслись к ней настороженно. Но достаточно подумать: разве не обогатило нас знание трудов Толстого, Достоевского, Пушкина, и в той же степени – Низами, Руставели и т. д.? Мы понимаем друг друга даже психологически что ли. То, что наработано, достигнуто, отвергать нельзя.
В современном мире невозможно существовать обособленно, надо развивать экономику, социальную сферу, культуру в тесной взаимосвязи с другими странами. Вспомните: ведь 20 лет назад новоиспеченные независимые государства не имели опыта решения межгосударственных проблем и соз- дания международных связей. Все это надо было создавать, как говорится, с нуля, с тем чтобы найти свою нишу в этом относительно обжитом мире.
Существует, как известно, множество объединений. Вопрос в том, что новым государствам трудно было войти в уже сложившиеся структуры – там их никто не ждал. А жить, развивать экономику и торговлю надо было немедленно. Вот в этих-то непростых условиях Нурсултан Назарбаев и выдвинул евразийскую идею, которая была не только своевременной, но и, повторюсь, имела принципиально новые содержание и исторический смысл.
Президент Казахстана исходил из приоритета независимости, государственного суверенитета новых государств. И вместе с тем утверждал нецелесообразность пренебрежения ими выработанными ранее в рамках единого государства экономическими, политическими и культурными связями. Таким образом, с точки зрения Н. Назарбаева, евразийская идея – основа формирования Содружества Независимых Государств, помогающая развитию экономических, политических и культурных связей между ними.
Евразийская идея Президента оказалась продуктивной и для внутренней политики страны, позволив последовательно решать проблемы межнациональных отношений, в частности при создании такой оригинальной структуры, как Ассамблея народа Казахстана. Идея Главы государства также весьма ценна для глубокого теоретического осмысления природы казахстанцев и казахского этноса, самосознания казахской нации,
своеобразия казахской культуры...
Очередной виток эволюции евразийской идеи, как и обосновывает Президент Казахстана, состоит в том, что в орбиту своих сегодняшних задач ОБСЕ должна включать Центральную Азию. Ведь ОБСЕ сегодня – уже далеко не чисто европейская организация, она поступательно «приобретает азиатские черты» в своем облике. В качестве активного ее члена, а в недавнем прошлом и ее председателя, Казахстан фактически отстаивает расширение зоны влияния этой структуры, обосновывая необходимость ее рабочих контактов со странами ЦА и являясь как бы мостом между ОБСЕ и Центральной Азией в решении актуальных международных проблем.
Ведь мир един, и сегодня более чем когда-либо население планеты беззащитно перед такими глобальными вызовами, как изменение климата, международный терроризм и трафик наркотиков. Хотим мы этого или не хотим, но эти проблемы придется решать, как говорится, всем миром.
Однозначно, что проблема безопасности в европейских государствах тесно связана с безопасностью всего мирового сообщества, и в значительной степени – с таковой в центральноазиатских государствах.
В свете этих задач вполне понятно избрание Казахстана председателем ОБСЕ в 2010 году. Добиваясь этой высокой должности, наша республика, с одной стороны, проявила свою решимость неуклонно следовать по пути демократии, защиты прав человека, а с другой – внесла свой вклад в расширение региона ОБСЕ, став, повторюсь, мостом между ОБСЕ и Центральной Азией.
Жабайхан АБДИЛЬДИН, академик НАН РК