• Tidak ada hasil yang ditemukan

РОЛЬ ЛИБЕРАЛЬНО-ДЕМОКРАТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ ЯПОНИИ НА ПОЛИТИЧЕСКОЙ АРЕНЕ ГОСУДАРСТВА КАК ФЕНОМЕНА ПАРТИЙНО- ПОЛИТИЧЕСКОГО ЛИДЕРСТВА.

N/A
N/A
Protected

Academic year: 2024

Membagikan "РОЛЬ ЛИБЕРАЛЬНО-ДЕМОКРАТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ ЯПОНИИ НА ПОЛИТИЧЕСКОЙ АРЕНЕ ГОСУДАРСТВА КАК ФЕНОМЕНА ПАРТИЙНО- ПОЛИТИЧЕСКОГО ЛИДЕРСТВА."

Copied!
6
0
0

Teks penuh

(1)

УДК 329.12/94(520).033.55:323.2

РОЛЬ ЛИБЕРАЛЬНО-ДЕМОКРАТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ ЯПОНИИ НА ПОЛИТИЧЕСКОЙ АРЕНЕ ГОСУДАРСТВА КАК ФЕНОМЕНА ПАРТИЙНО-

ПОЛИТИЧЕСКОГО ЛИДЕРСТВА.

Карабекова Ж.М., [email protected] Евразийский национальный университет им. Л.Н.Гумилева,

Астана Научный руководитель - Т.В.Мармонтова

После почти безраздельного более чем полувекового правления Либерально- демократической партии к власти в Японии в сентябре 2009 года пришла Демократическая партия. Японская общественность возлагала большие надежды на ДПЯ в плане обновления страны, однако годы, прошедшие после триумфальной победы демократов, показали, что они не в состоянии решить ряд назревших проблем, а во внешней политике совершают одну крупную ошибку за другой. Сложилось мнение, что по мере нарастания разочарования и недовольства избирателей деятельностью Демократической партии, ее перспективы все более тускнеют.

Возникал вопрос «возможно ли возвращение ЛДПЯ к власти?». Ведь начиная с 1955 года, партия почти бессменно являлась правящей (только в августе 1993 года на 9 месяцев уступила власть коалиционному правительству, состоящему из представителей семи партий). В 1994—1996 гг. составляла коалицию с социалистами. В 1996—2009 гг. вновь заняв лидирующие позиции, неизменно формировала правительство страны при

160

(2)

поддержке мелких партий. Находясь у власти с 1955 года, ЛДП удалось создать политическую систему, которая впоследствии так и называлась «системой 1955 года».

Акцентируя свое внимание именно на этих фактах, назревал вопрос: в чем же все- таки заключается особенность длительного лидерства ЛДП в политической системе вплоть до недавнего времени? Способно ли ЛДП вновь найти поддержку в народе и вернуть свои главенствующие позиции?

Ответ не заставил себя долго ждать. Спустя 3 года мы стали свидетелями знаменательного события.

По результатам в Японии 16 декабря 2012 года на 46-х парламентских выборах Либерально демократическая партия и партия Комэйто получили более 320 мест в нижней Палате представителей, что определило возвращение ЛДП к власти [1]. Консервативный экс-премьер Синдзо Абэ получил второй шанс встать во главе Японии, после того как его партия одержала победу [2].

Демократическая партия Японии премьер-министра Ёсихико Ноды, которая пришла к власти, обещая разорвать «железный треугольник», связывающий бюрократию, крупный бизнес и законодателей ЛДП, рухнула под бременем несбывшихся надежд [2]. Победа Либерально-демократической партии (ЛДП) всего через три года после сокрушительного поражения стала скорее обвинительным вердиктом для ее соперников, чем радостным одобрением повестки для Абэ.

Тем не менее, возвращение к власти в Японии ЛДПЯ дает ясно понять, что феномен партийно-политического лидерства ЛДП глубоко укоренился в политической системе Японского государства и все еще способно оказывать влияние на политической арене.

В чем же заключается сила ЛДПЯ? Чем обосновывается ее влияние среди широкого круга избирателей? Ответ на данный вопрос стоит искать в феномене лидерства ЛДП на протяжении десятков лет.

Как известно, Япония является одной из высокоразвитых стран на мировой арене, обеспечив себе устойчивую экономику на протяжении долгих лет более всего известной нам как «экономическое чудо».

Ключевую роль в формировании «японской модели», выработке внешней и внутренней политики страны и сыграла Либерально-демократическая партия.

Собственно, началом этапа стабильного развития партийной системы Японии как раз и явилось объединение в 1955 г. двух крупнейших организаций: центристской Демократической партии и правоцентристской Либеральной партии в Либерально- демократическую партию (ЛДП), сразу занявшую доминирующее положение в партиоме.

Беспрецедентным экономическим ростом и успешной экономикой на протяжении многих лет Япония обязана, в частности, управлению ЛДПЯ.

Почти четыре десятилетия у власти, позволили ЛДПЯ создать в 1990-х гг. крайне стабильный процесс формирования политики, который был бы невозможен, имей другие стороны перевес в Парламенте в то время. Сила ЛДПЯ основывается на коалиции крупного и малого бизнеса, сельского хозяйства, профессиональных групп и т.п.

Бюрократическая элита тесно сотрудничает с партией и заинтересованными группами в области разработки и осуществления политики [3].

Относительная прочность политического господства ЛДП до нач. 90 гг. XX века была обусловлена сочетанием целого ряда благоприятных условий:

- сила ЛДП заключалась в раздробленности оппозиции. ЛДП единолично представляла интересы крупного капитала.

- в пользу ЛДП играл имидж организатора ―экономического чуда‖ и повышения жизненного уровня населения

- в условиях быстрого экономического роста оппозиционные партии не могли предложить других конструктивных программ-альтернатив экономического развития

- на стадии форсированного экономического роста ЛДП даже свой недостаток – фракционность партии, использовала в качестве достоинства: поочередный приход к

(3)

власти разных фракций, отражавших интересы различных монополистических группировок, создавал впечатление демократичности партии, учета ее критики в своих рядах и вне их, корректировки допущенных ошибок [4].

Действительно, стабильному пребыванию ЛДП у власти не в последнюю очередь способствовало и то, что вместо привычных для Запада двухпартийных ―качелей‖ в значительной степени занимает модель соперничества фракций внутри ЛДП:

―Преобладание одной партии ЛДП – в течение длительного времени переносит поле практической конкуренции из сферы межпартийной политики к внутрипартийной политике ЛДП.‖ [5, c. 99]

Система фракций во многом смогла уберечь ЛДП от идейного и кадрового застоя.

Таким образом, традиционная структура ЛДП представляет собой организационный фундамент альтернативности во внутрипартийной политике.

Монопольное господство консерваторов в японской политике, не имеющее аналогов в развитых индустриальных странах, объясняется многими причинами, включая поддержку их курса бизнес-элитой страны, средствами массовой информации, значительной частью общественности и мировым сообществом. Однако в условиях парламентской демократии, оно, разумеется, было невозможно без поддержки широких народных масс. Консерваторы сумели добиться этой поддержки – более прочной и постоянной чем у французских голлистов, британских тори или христианских демократов в Германии [6, c. 25].

Поддержка партии со стороны различных слоев сельского населения постепенно, по мере оттока населения в город, трансформировалась в поддержку со стороны самых широких слоев общества, в том числе и служащих. А это свидетельствует в пользу того, что никогда не придерживавшаяся строгих идеологических догм партия нашла общий знаменатель для разных социальных групп. В арсенале партии основное место занимала приемлемая для большинства населения экономическая и социальная политика, целенаправленные меры реагирования на нужды и потребности отдельных социальных групп, конкретных регионов [7].

ЛДПЯ смогла оставаться у власти на протяжении большого количества времени не только благодаря определенным заслугам, присущим ей, но и в то же время долгому пребыванию у власти способствовала координация самой структуры партии, которая представляла собой широкую разветвленную сеть различных органов.

В отличие от «левых» партий ЛДПЯ не придерживается чѐтко определѐнной идеологии или политической философии, которыми можно было бы привлекать новых членов и избирателей. Члены партии придерживаются различных позиций, которые можно определить следующим образом: более правые, чем оппозиционные партии, но не такие радикальные, как позиции множества отколовшихся правых групп.

ЛДП выделяет три идейных принципа своей деятельности: «либерализм, базирующийся на уважении основных прав и достоинств человека, а также обеспечении свободы в обществе»; демократичность и открытость народу, проведение вместе с ним необходимых общественных преобразований»; активное содействие Японии международному миру, процветанию человечества и охране окружающей среды планеты»

[8, c. 3]

Еще одной несомненной заслугой либерал-демократов было то, что им удалось создать систему, при которой плодами экономического развития страны смогли воспользоваться, по сути, все ее граждане, все слои населения. Такое положение стало результатом целенаправленной политики ЛДП [7].

Одним из главных «секретов» уникального долголетия власти японских консерваторов была проводившаяся ими популистская политика распределения прибыли среди потенциального электората. Коротко говоря, либерал-демократы делились прибылью с народом охотнее, чем их собратья по консервативному лагерю в Европе или США [6, c. 26].

(4)

Перераспределение прибыли в форме субсидий, дотаций, общественных работ, финансируемых из государственного бюджета, «подкармливали» группы населения с доходами среднего уровня, делая их основной электоральной базой ЛДП на выборах и лишая левые оппозиционные партии шансов привлечь эти социальные слои на свою сторону.

Экономическая политика либерал-демократов поражает всеобъемлющим и многосторонним характером. Создается впечатление, что они не упустили из виду ни одну сферу экономической жизни общества, ни одну отрасль национального хозяйства.

Разумеется, не на всех направлениях либерал-демократам сопутствовал успех. Но если судить по результатам экономического развития, то следует признать, что в целом их экономическая политика (по крайней мере, до депрессии 1990-х годов) была весьма успешной. Япония не только быстро наращивала свою финансово-экономическую и научно-техническую мощь, но и довольно скоро стала одной из наиболее благополучных стран мира с точки зрения социально-политической стабильности [9, c. 13].

Таким образом, в японской парламентской демократии работала до недавнего времени модель доминантной партии ЛДП. Она практически срослась с административным аппаратом, стабильно получала достаточное число голосов для формирования однопартийного правительства. Несмотря на единоличное правление ЛДП, общество в целом выглядело плюралистичным, поскольку в нем свободно действовали различные политические партии и объединения и каждая политическая сила занимала свою нишу. Однако, стоит заметить, что в стране никогда не было оппозиции, равновеликой правящей партии. Несмотря на большинство мест в парламенте, ЛДП старалась избегать лобовых столкновений с оппозицией и предпочитала достигать консенсуса, что лежит в русле японской политической культуры.

Но единоличное пребывание у власти ЛДП не привело к ее победе на партийных выборах в 2009 году. Сокрушительное поражение ЛДП на выборах в палату представителей 30 августа 2009 года и формирование правительства ДПЯ имели эпохальное значение для всей политической системы страны.

В результате проигрыша ЛДП на выборах в 2009 году как писал Саймонс, упадок ЛДП снова ставил на повестку дня все неразрешенные политические и социальные вопросы, вырвавшиеся наружу после Второй мировой войны, но затем приглушенные под покровом смирительной рубашки послевоенной политики. Правящий класс был вынужден уже использовать Демократическую партию — импровизированную смесь фракций бывшей ЛДП и Социалистической партии — для проведения в жизнь своих требований [10].

Главная проблема ЛДП заключалась в неспособности провести в нужное время кардинальные внутренние реформы, которые позволили бы партии адаптироваться к создавшейся ситуации и выйти на выборы в качестве консолидированной политической силы, способной составить программно-идеологическую альтернативу ДПЯ [11, c. 5]

В числе основных проблем ЛДП, приведших к проигрышу на выборах 2009 года, большинство экспертов называли отсутствие сильных лидеров, способных повести за собой партийный массы, неспособность покончить со старой фракционной структурой, не отвечающей требованиям времени, ставка на традиционные, отжившие методы привлечения голосов избирателей.[11, c. 6]

Либерал-демократов неоднократно обвиняли то в неспособности осуществить необходимые реформы, то в запаздывании с их проведением. Но если непредвзято посмотреть на предпринятые ими в 1990-2000-е годы шаги, то кажется, что сделано было немало и что к моменту, когда власть перешла к Демократической партии Японии (ДПЯ), экономическая система Японии сильно преобразилась, стала более рыночной и открытой, чем прежде [9, c. 14].

(5)

Политическая система Японии на тот момент представляла собой хрупкую конструкцию с неясным будущим: она могла преобразоваться в классическую двухпартийноую систему, но могла и вернуться на круги своя – к «системе 1955 года», основанной на господстве одной партии.

Однако, спустя 3 года, мы вновь наблюдаем картину, когда ЛДП вновь оказавшись у руля власти, формирует «систему 1955 года», однако, пока не ясно насколько успешными будут попытки ЛДП реанимировать страну от волны кризиса, который пытались предотвратить лидеры ДПЯ.

ЛДП вернувшись во власть, утверждает, что партия за три года значительно изменилась и обрела новое дыхание. Однако по-прежнему ключевые посты в руководстве занимают потомственные политики, "по инерции" наследующие высокие государственные посты от отцов и дедов.

Возвращение ЛДП означает прогнозируемую и лишенную неожиданностей внешнюю и внутреннюю политику.

Глава либералов Абэ заявил: «Победа еще не означает, что ЛДП вернула всю свою былую поддержку». Партия не может позволить себе раскачиваться. Ей предстоит планомерное решение накопившихся задач, таких, как восстановление и реорганизация экономики, для чего жизненно важно вернуть доверие населения [1].

Таким образом, мы видим, что японская политическая система сводится к специфическому построению, в которой ЛДП играет роль системообразующего фактора.

Причина победы ЛДП - в сильном желании избирателей «наказать» правительство демократов. Другими словами ЛДП во многом помог крах их основного противника. Во время прихода к власти демократов 3 года назад на них возлагались большие надежды, сейчас же произошло полное разочарование в партии, что отразилось на сильнейшем сокращении представителей ДПЯ в парламенте.

Политическое будущее ЛДП как ведущей силы японского консерватизма зависит от того, как она сможет сочетать широкомасштабные административные и финансовые реформы, построенные на частичном отказе от политики распределения прибылей с сокращением политической и электоральной базы в регионах [6, c. 29].

Таким образом, сложился ―феномен ЛДП‖, т.е. практически уникальный факт непрерывного пребывания одной партии у власти, в то время как в ведущих капиталистических странах преобладают двухпартийные системы, при которых на политической арене стабильно доминируют две крупные партии, попеременно сменяющие друг друга.

Список использованных источников

1. Возвращение Либерально-демократической партии к власти в Японии - "Yomiuri", Япония, 2012//http://inosmi.ru/world/20121217/203466961.html//

2. Либерально-демократическая партия Японии одержала победу на выборах//

Reuters,

2012//http://www.vedomosti.ru/politics/news/7262631/liberalnodemokraticheskaya_parti ya_yaponii_oderzhala_pobedu//

3. http://leit.ru/modules.php?name=Pages&pa=showpage&pid=1403 4. http://miuki.info/2011/08/yaponiya-posle-vtoroj-mirovoj-vojny/

5. Еремин В.Н. Политическая система современного японского общества. - М.: Наука, 1992.

6. Есихито К. Политическое будущее японских консерваторов.// «Азия и Африка сегодня», №,4, 2007, с. 25-29.

7. Павленко П. А, Либерально-демократическая партия в политической системе современной Японии. (1955-2001)., М., СПб, 2006, 267 c.

8. «Деловая Япония»// М., 2003

(6)

9. Молодякова Э. В. Япония: полвека правления либерал-демократов. М., АИРО XXI, 2010, 284 с.

10. Саймонс П. Исторический упадок ЛДП Японии. World socialist website: http://wsws.org/ru/2009/sep2009/ldp-s15.shtml/

11. Стрельцов Д. В. Япония: политическая система - стеклянный дом// Азия и Африка сегодня 2010 - №11 - с.5-16.

Referensi

Dokumen terkait