• Tidak ada hasil yang ditemukan

ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО В УГОЛОВНОМ СУДОПРОИЗВОДСТВЕ

N/A
N/A
Protected

Academic year: 2024

Membagikan "ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО В УГОЛОВНОМ СУДОПРОИЗВОДСТВЕ"

Copied!
6
0
0

Teks penuh

(1)

Юрченко Р.Н., к.ю.н., судья Верховного Суда Республики Казахстан в отставке

ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО В УГОЛОВНОМ СУДОПРОИЗВОДСТВЕ Бұл мақала қылмыстық iс жүргiзунің өкiлдiк институтына арналған. Автор Азаматтық iс жүргiзу кодексi және Қылмыстық iс жүргiзу кодексiнiң негiзінде осы институт қарастыратын нормаларды толық түсiндiредi.

Кілтті сөздер: қылмыстық iс жүргiзу құқықығы, өкiлдiк, қылмыстық iс жүргiзу.

This article focuses on the institution of representation in criminal proceedings. The author commented in detail on the basis of the Civil Procedure Code and Criminal Procedure Code, the rules governing the institution.

Keynotes: the law of criminal procedure, the representation, the criminal procedure.

Участники процесса и иные лица, участвующие в уголовном деле, наделены законом определенными правами и на них возложены определенные обязанности. Воспользоваться принадлежащими ему правами каждый из них вправе лично, что чаще всего на практике и происходит. Но законодатель позволяет им не только самим лично реализовывать свои права, но и действовать через институт представительства.

Определения представительства уголовно-процессуальное законодательство не содержит. В этой связи уместно привести некоторые нормы ГПК, содержание которых актуально и для уголовного судопроизводства.

Ст. 58 ГПК предусматривает случаи ведения дела через представителей:

«Граждане вправе вести свои дела в суде лично или через представителей. Личное участие в деле гражданина не лишает его права иметь по этому делу представителя».

Уголовно-процессуальное законодательство подразделяет лиц, которые могут в ходе осуществления производства по уголовным делам представлять чьи-либо права, на две категории: 1)представители; 2) законные представители.

Согласно пункту 21) ст. 7 Уголовно-процессуального кодекса Республики Казахстан (УПК) представителями именуются лица,

(2)

уполномоченные представлять законные интересы потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика в силу закона или соглашения.

К законным представителям пункт 22) ст. 7 УПК относит родителей, усыновителей, опекунов, попечителей подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего, гражданского истца, а также представителей организаций и лиц, на попечении которых находятся подозреваемый, обвиняемый или потерпевший.

Если обратимся к другим нормам уголовно-процессуального закона, то заметим, что данные в пунктах 21) и 22) ст. 7 УПК определения совпадают с ними в части представительства интересов некоторых участников процесса и иных лиц, участвующих в деле. Так, в ч. 7 ст. 68 УПК указано, что подозреваемый вправе иметь законного представителя, часть 2 ст. 69 УПК содержит аналогичное положение в отношении обвиняемого. При этом каких-либо оговорок, касающихся ограничения их права действовать в некоторых случаях через представителя, указанная норма не содержит. В ч. 6 ст. 75 УПК указано, что и потерпевший имеет право на участие в деле его представителя. Частный обвинитель (потерпевший) в силу ч. 4 ст. 76 УПК также вправе пользоваться принадлежащими ему процессуальными правами и исполнять возложенные на него процессуальные обязанности лично или, если это соответствует характеру прав и обязанностей, через представителя.

Часть третья ст. 77 УПК предусматривает защиту интересов, касающихся прав несовершеннолетних, а также лиц, признанных в установленном законом порядке недееспособными, в вопросах, касающихся гражданского иска через участие в производстве по делу их законных представителей. Ст. 78 УПК предусматривает право гражданского ответчика иметь своего представителя. Даже свидетели имеют право на участие в их допросе своего представителя (ч. 3 ст. 82 УПК). Предусмотрено участие законного представителя подозреваемого, обвиняемого, подсудимого по делам о преступлениях, совершенных несовершеннолетними, а также законного представителя лица, в отношении которого ведется производство по применению принудительных мер медицинского характера. Иметь представителя (защитника) могут и осужденные, когда в отношении них рассматриваются вопросы, связанные с исполнением приговора (ч. 5 ст.

455 УПК).

Участие представителей и законных представителей в ходе уголовного производства регулируется по-разному в зависимости от того, чьи интересы ими представляются.

По общему правилу участие представителей в производстве по уголовному делу зависит от волеизъявления лица, который желает реализовать принадлежащие ему права и выполнить возложенные на него

(3)

обязанности не лично, а через своего представителя. В таких случаях участник процесса или иное лицо, участвующее в деле, заключает соглашение с определенными лицами, уполномочивая его представлять свои законные интересы.

Например, в ч. 4 ст. 76 УПК частному обвинителю предоставлено право пользоваться принадлежащими ему правами и выполнить возложенные на него обязанности как лично, так и через своего представителя. В ч. 1 ст. 318 УПК указано, что главное судебное разбирательство происходит с участием потерпевшего или его представителя. Аналогичное положение об участии в главном судебном разбирательстве представителей гражданского истца или гражданского ответчика содержится в ч. 1 ст. 319 УПК

Но в некоторых случаях участие в судопроизводстве по уголовному делу законных представителей является обязательным. Так, в ст. 79 УПК императивно указывается, что по делам о преступлениях, совершенных несовершеннолетними, к участию в деле привлекаются их законные представители.

Об обязательном участии в деле законных представителей несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых указано в ч. 1 ст. 487 УПК: «При наличии у несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого родителей или других законных представителей, их участие в деле обязательно. При их отсутствии обязательно участие представителя органа опеки и попечительства».

Ст. 492 УПК гласит о том, что в судебное заседание по делам о преступлении, совершенном несовершеннолетними, вызываются родители или иные законные представители.

В соответствии со ст. 512 УПК близкий родственник лица, в отношении которого ведется производство о применении принудительных мер медицинского характера, признается законным представителем.

Какие лица могут быть представителями?

Анализ норм УПК показывает, что в качестве представителей могут участвовать лица, с которыми соответствующее процессуальное лицо заключило соглашение на представление его интересов по уголовному делу. Такими лицами могут быть и адвокаты, если они не являются защитниками этих же или иных лиц по данному делу. Например, в ч. 3 ст. 82 УПК указано, что свидетель имеет право давать показания в присутствии своего адвоката. В части 5 ст. 455 УПК указывается о том, что осужденный может осуществлять свои права с помощью защитника.

Согласно ст. 1 УПК при производстве по уголовным делам не возбраняется руководствоваться и нормами гражданского судопроизводства, поэтому обратим внимание на то, как в ГПК сформулированы нормы о представителях в суде. Ст. 58 ГПК по этому поводу указывает, что представителем в суде может быть любое

(4)

дееспособное лицо, имеющее надлежащим образом оформленное полномочие на ведение дела в суде, основанное на доверенности, законодательстве, решении суда либо административном акте. О представителях организаций в этой же норме сказано: «Дела организаций ведут в суде их органы, действующие в пределах полномочий, предоставленных им законом, иными нормативными правовыми актами или учредительными документами, и их представители, наделенные соответствующими полномочиями. Руководители юридических лиц представляют суду документы, удостоверяющие их служебное положение или полномочия. Орган юридического лица может участвовать в деле наряду с другим представителем, наделенным соответствующим полномочием». В УПК о представителе юридического лица указано лишь в ч. 12 ст. 75, согласно которой права и обязанности юридического лица, признанного потерпевшим в уголовном деле, осуществляет его представитель. Гражданским ответчиком тоже может быть признано юридическое лицо, поэтому в ст. 78 УПК следовало бы также указать, что в уголовном деле участвует его представитель.

Процессуальное оформление представителя или законного представителя как процессуальной фигуры уголовного судопроизводства осуществляется путем вынесения соответствующего постановления органом, ведущим уголовный процесс. При этом не во всех случаях орган, ведущий уголовный процесс, может допустить соответствующее лицо к участию в деле в указанном качестве.

Лица, которым отказано в допуске к участию в уголовном деле в качестве представителей или законных представителей вправе в соответствии со ст. 113 УПК обжаловать отказ прокурору либо в суд.

В соответствии с ч. 1 ст. 90 УПК представителям потерпевшего, частного обвинителя, гражданского истца и гражданского ответчика при наличии обстоятельств, исключающих их участие в деле, должен быть заявлен отвод.

Ст. 97 УПК предусматривает обстоятельства, в силу которых представитель одного из указанных лиц не может участвовать в производстве по уголовному делу, если:

1) если ранее он участвовал в деле в качестве судьи, прокурора, следователя, дознавателя, секретаря судебного заседания, судебного пристава, свидетеля, эксперта, специалиста, переводчика или понятого;

2) если он состоит в родственных отношениях с должностным лицом, которое принимало или принимает участие в расследовании или судебном рассмотрении данного дела;

3) если он оказывает или ранее оказывал юридическую помощь лицу, имеющему противоположные с подзащитным либо доверителем интересы, а равно находится с такими лицами в родственных отношениях;

(5)

4) если он не вправе быть защитником или представителем в силу закона или решения суда.

Отстранение от участия в производстве по делу представителя потерпевшего (частного обвинителя), гражданского истца или гражданского ответчика во время досудебного производства разрешает прокурор, а при производстве в суде - суд, рассматривающий дело.

Возникает вопрос, имеется ли необходимость подтверждения статуса представителя путем вынесения процессуального акта органом, ведущим уголовный процесс? Разве недостаточно того, что их полномочия, например, подтверждаются надлежаще оформленной доверенностью, иными, предусмотренными законом документами (служебным удостоверением, свидетельством о рождении и т.п.)?

Представляется, что при наличии у лиц надлежаще оформленных документов на представительство чьих- либо прав и законных интересов необходимо только зафиксировать момент вступления их в дело. Ведь указанные лица правом представлять чьи-то интересы наделяются не органами, ведущими уголовный процесс, а доверителями, либо имеют такие полномочия на основании закона.

Из норм уголовно-процессуального законодательства усматривается, что представительство смешивается с понятием защиты.

Например, в ст. 80 УПК, регулирующей вопросы участия представителей, указано, что законные представители и представители привлекаются для защиты интересов потерпевших, являющихся несовершеннолетними или по своему физическому или психическому состоянию лишенных возможности самостоятельно защищать свои права и законные интересы.

И почему-то, круг лиц, которые могут в указанных случаях быть представителями, сведен до адвоката или законного представителя, не ясно.

Привлечение к участию в деле законных представителей и представителей направлено на реализацию прав и законных интересов участников процесса и иных лиц, участвующих в уголовном деле.

Представители и законные представители пользуются теми же правами, что и представляемые ими лица, они не должны совершать действий вопреки интересам представляемых ими лиц, участие в деле представителей или законных представителей не умаляет права лиц, интересы которых они представляют.

Несмотря на нормы закона, в которых указывается об обязательном участии представителей и законных представителей в производстве по уголовному делу, ряд положений УПК предусматривает возможность совершать процессуальные действия с их участием только по разрешению органа, ведущего уголовный процесс, а то и вовсе без их участия.

(6)

Например, в ст.ст. 68, 69, 75 УПК указывается, что представители, законные представители вправе участвовать в следственных действиях, проводимых по их ходатайству или по ходатайству представляемых ими лиц, только с разрешения следователя, дознавателя.

Указание в законе об обязательном участии в ряде случаев законных представителей того или иного участника процесса направлено на укрепление механизмов реализации их прав и свобод. Но в то же время ряд норм допускает возможность проводить следственные действия, судебное разбирательство без законных представителей, если они по вызову не явились.

Например, в ч. 1 ст. 492 УПК категорично указано о том, что в судебное заседание должны быть вызваны родители или иные законные представители несовершеннолетних подсудимых, которые присутствуют в зале судебного заседания в течение всего судебного разбирательства, а в ч.

3 этой же статьи допускается возможность рассмотрения дела без их участия.

На основе краткого анализа норм уголовно-процессуального закона можно сделать следующие обобщенные выводы:

1) закон предусматривает участие в уголовном деле представителей и законных представителей подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика, лица, в отношении которого ведется производство о применении принудительных мер медицинского характера;

2) представителями могут быть любые лица, которые в силу закона или по соглашению уполномочены представлять права соответствующих лиц;

3)законными представителями могут быть лишь лица, которые в силу требований закона уполномочены представлять интересы некоторых лиц, которые в силу несовершеннолетнего возраста либо физических или психических недостатков не могут самостоятельно осуществлять свои права и защищать свои интересы.

4) участие в деле представителей и законных представителей не всегда является обязательным, их неявка в судебное заседание не приостанавливает производства по делу и не препятствует проведению судебного разбирательства, за исключением случаев, когда суд признает их участие обязательным.

Referensi

Dokumen terkait