ПРИСОЕДИНЕНИЕ К ПАКТАМ О ПРАВАХ ЧЕЛОВЕКА – НОВЫЙ ЭТАП СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРАВА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ АКАДЕМИИ ЭКОНОМИКИ И ПРАВА. – 2003. – №6. – С. 27-29.
Абайдельдинов Е.М., доцент КазНУ им. аль-Фараби 17 ноября 2003 года Президент Республики Казахстан подписал Указ о присоединении Казахстана к Международным Пактам о правах человека. Это Международный Пакт об экономических, социальных и культурных правах (Нью-Йорк, 19 декабря 1966 г.), и Международный Пакт о гражданских и политических правах (1966 г.). Данные документы будут приниматься, как уже заявлено, с оговорками. Оговорка – это своего рода подушка безопасности, защищающая национальные правовые, экономические и социальные интересы как на внутреннем, так и на международном уровне, – подчеркивает И.И.Рогов. По его словам, Казахстан намеревается сделать оговорки к статье, касающейся права человека на труд, о праве на забастовку (данное положение не должно распространяться на госслужащих, поскольку по нашему законодательству они не имеют права участвовать в стачках), а также будет возражение на оговорку США, предусматривающую применение смертной казни к любому лицу, достигшему 18-летнего возраста. В Казахстане женщины к смертной казни не приговариваются. Если мы не внесем свое возражение, то в случае совершения ими преступления на территории США, эта мера будет распространяться и на них /1/.
Принятие международного договора с определенными оговорками – достаточно широко распространенная в мире практика. Государство может при подписании, ратификации, принятии или утверждении договора или присоединении к нему формулировать оговорку, за исключением некоторых случаев, указанных в тексте самого международного договора (конвенции, пакта). Причем возражение другого договаривающегося государства против оговорки не препятствует вступлению договора в силу между государством, возражающим против оговорки, и государством, сформулировавшим оговорку, если возражающее против оговорки государство определенно не заявит о противоположном намерении. При этом оговорка не изменяет положений договора для других участников в их отношениях между собой.
Конвенция дает возможность государствам, сделавшим оговорку, снять ее в любое время и для ее снятия не требуется согласия государства, принявшего оговорку.
В результате Казахстан перестал быть единственным государством из стран Содружества Независимых Государств, не присоединившимся к этим основным международным документам в сфере прав человека. Понятно, что это не способствовало ни укреплению на мировой арене имиджа нашей страны, строящей правовое государство, ни реальному обеспечению прав и свобод наших граждан, хотя ранее Казахстан присоединился к другим
документам в области прав человека. Это международные конвенции о правах ребенка; о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин; всех форм расовой дискриминации; против пыток и других жестоких и бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания. Наша страна участвует также в других международных договорах по правам человека: о предупреждении геноцида и наказании за него; о статусе беженцев; Женевских гуманитарных конвенциях и дополнительных протоколах к ним. Пока официальные лица не говорят о присоединении к факультативным Протоколам о правах человека, но, скорее всего, это дело времени. Ведь наша страна идет по верному пути: реально создает условия для выполнения международных обязательств, и только затем присоединяется к международным договорам.
И все же наша страна имеет опыт существования в условиях ратифицированных Международных пактов о правах человека. Как известно, Советский Союз еще в 1970-е годы ратифицировал данные документы. Но в условиях социалистического строя в выполнении данных документов наблюдался значительный перекос. Надо отдать должное: советские граждане были социально защищены гораздо более надежно, чем в современных условиях защищены граждане постсоветских республик. У советского человека было право на труд, на бесплатное образование, в том числе и высшее, на бесплатную медицинскую помощь и др. В то же время, советское правительство, реализуя некоторые экономические и социальные требования Пактов, игнорировали положения Пактов в сфере политических прав и свобод своих граждан: не было свободы слова; невозможно было создать партию или общественное объединение, оппозиционное действующему режиму; отсутствовала свобода митингов, стачек, забастовок и др.
В конституциях современных постсоветских республик гарантированы политические и экономические свободы, но социально граждане защищены уже меньше. Отсутствует, например, право на получение бесплатного высшего образования, только некоторые конституции оставили положение о праве граждан на труд. Права на труд нет и в Конституции нашей страны. В ней в статье 24 зафиксировано право «на свободу труда», но это означает скорее право «на свободу от труда». В Конституции Таджикистана есть положение о праве на труд, но, как известно, многие таджикские рабочие и дехкане прибывают в Казахстан на сезонные заработки, т.к. их родина не может обеспечить работой своих граждан.
Билль о правах человека, и их органическая составляющая – Пакты о правах человека, к которым присоединился Казахстан (но еще не ратифицировал, т.е. они еще для нашей страны не стали обязательными к исполнению), содержит двуединую норму о труде: право на труд и право на свободу труда. Возникает вопрос о совершенствовании национального законодательства, кардинальном изменении Закона о труде или принятии концептуально нового Кодекса о труде, который бы соответствовал требованиям международного права, обязательствам, добровольно взятым на
себя Казахстаном.
В постсоветское время, когда Казахстан еще не присоединился ко всем международным документам о правах человека, он все же в ряде случаев официально признавал приоритет прав и свобод личности, закрепленных во Всеобщей декларации прав человека и иных общепризнанных норм как на уровне международного права, так и на уровне национального законодательства.
Так, еще до обретения суверенитета был ратифицирован в Верховном Совете Казахской ССР Договор о дружбе и сотрудничестве между Казахской Советской Социалистической Республикой и Республикой Кыргызстан, подписанный Президентом Казахской ССР Н.А. Назарбаевым и Президентом Республики Кыргызстан А.А. Акаевым в г. Алма-Ате 18 февраля 1991 г. В нем Казахская Советская Социалистическая Республика и Республика Кыргызстан, именуемые себя уже как Высокие Договаривающиеся Стороны, подтверждая свою приверженность целям и принципа Устава Организации Объединенных Наций, Хельсинского Заключительного акта, Парижской хартии для новой Европы и других документов по безопасности и сотрудничеству в Европе и Азии, обязались соблюдать общепризнанные международные нормы о правах человека, а в ст. 2 данного Договора Стороны гарантировали своим гражданам, независимо от их национальности или иных различий, равные права и свободы /2/.
В Государственной программе поддержки соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденной Указом Президента РК от 31 декабря 1996 г №3308 /3/, признан приоритет прав и свобод личности, закрепленных Всеобщей декларацией прав человека и иными общепризнанными нормами международного права. Это связано с тем, что казахская диаспора в странах дальнего и ближнего зарубежья ныне составляет одну треть казахской нации или 4,3 млн. человек. Большая часть из них вынужденно покинула свою историческую родину в советский период вследствие революционных и гражданских войн, насильственной коллективизации, голода, массовых репрессий.
Другим примером признания Казахстаном норм международного права в области прав человека может служить Декларация Глав государств – членов Шанхайской организации сотрудничества от 7 июня 2002 г., подписанная в г.
Санкт-Петербурге главами Республики Казахстан, Китайской Народной Республики, Кыргызской Республики, Российской Федерации, Республики Таджикистан и Республики Узбекистан. В разделе III Декларации отмечено:
Государства - члены ШОС, обязуясь действовать в соответствии с принципами Устава ООН, подтверждают универсальность, неделимость, взаимозависимость и взаимосвязанность всех прав человека, а также свои обязательства соблюдать права и основные свободы человека, считают мир и развитие основной гарантией содействию и защите прав человека, выступают против применения «двойных стандартов» в вопросах прав человека и вмешательства во внутренние дела других государств под предлогом их защиты /4/.
Мы выделяем три органично взаимосвязанных элемента, в совокупности составляющих понятие прав человека. Это права индивида, право государства на суверенитет и право всего человечества на безопасность. При этом в тот или иной исторический период приоритет отдается одному или другому компоненту, при условии их одновременного действия. Так, после самой кровопролитной войны человечество сумело договориться о создании Организации Объединенных Наций – такого международного органа, который в первую очередь должен был гарантировать безопасность человечества. При появлении в начале 1990-х годов на территории бывшего Советского Союза суверенных государств самой важной задачей стало обретение и реальное обеспечение суверенитета новых независимых государств.
В постсоветское время наши граждане приобрели значительно больше политических свобод, возросли их права в сфере экономических отношений.
Люди почувствовали себя личностями, индивидами. Их права и свободы будут возрастать вместе с ростом экономической мощи государства, которое сможет тратить средства на поддержание демократических преобразований в стране, ведь, как известно, демократия – явление очень дорогое. А потому реформы экономические должны быть приоритетными по отношению к реформам политическим, тем более что наш собственный исторический опыт показывает: нищее население строит демократию революционным путем.
Отсюда понятной становится политика нашего государства, которое последовательно расширяет объем прав и свобод человека, постепенно поднимая национальные стандарты до уровня общепризнанных норм и принципов международного права. В этой связи не лишне будет напомнить некоторым отечественным деятелям, чрезмерно торопящимся к демократии на уровне развитых во всех отношениях западных государств слова известного политического деятеля России конца XIX – начала XX веков П.Столыпина, сказанные им большевикам: «Вам нужны великие потрясения, а нам нужна великая Россия».
Для реального осуществления международных договоров в нашей стране необходима их имплементация в национальную правовую систему.
Имплементация не заключается лишь в правотворческой деятельности государства-участника того или иного международного договора, связанной с воспроизведением норм международного права внутренним законодательством. Она предполагает проведение широкого комплекса мероприятий организационного характера, направленных на непосредственную реализацию международно-правовых норм.
В практике государств используются два основных способа национально- правовой имплементации: первый - это издание новых, изменение или отмена существующих норм национального права с целью выполнения международных обязательств. Второй - отсылка национального права к международному, в силу которой положения норм международного права (договорных и (или) обычных) могут иметь прямое действие внутри страны, в сфере национального права. В любом случае требуется ясно выраженная
воля законодателя.
Межнациональное, международное общение возможно только при условии существования ярко выраженного национального. Прогресс человечества характеризуется двусторонним взаимосвязанным процессом:
развитием национального своеобразия и выработкой международных норм и принципов, укреплением международного сообщества.
Национальные нормы права первичны по времени происхождения по отношению к международным, национальное право более разнообразно, убедительно и понятно населению, а значит, и реально осуществимо. Нормы международного права вырабатываются и принимаются государствами добровольно, и имплементация международного права, конкретных международных конвенций и соглашений может находить свое выражение только в определенных национальных законах. Однако при всех обстоятельствах национальный закон не может противоречить международным соглашениям. Он лишь может развивать и даже улучшать положения норм международного права. Поэтому речи нет о противостоянии национальных и международных стандартов в сфере прав человека, если и те, и другие отвечают основным принципам права, защищают в должной мере человека. На данном этапе законодательство нашей страны подтягивается до уровня требований международного права, стало быть, в связи с предстоящей ратификацией основных Пактов о правах человека Казахстан вступает в новый этап совершенствования своего действующего права.
Литература:
1. Матхаликова Г. Шагаем в ногу//Экспресс К. – 2003, 18 ноября.
2. РЦПИ. – 2003, октябрь.
3. Указ Президента РК «О государственной программе поддержки соотечественников, проживающих за рубежом»// РЦПИ. – 2003, сентябрь.
4. Декларация Глав государств – членов Шанхайской организации сотрудничества//Казахстанская правда. – 2002, 18 июня.