По данным Национального бюро статистики Агентства стратегического планирования и реформ Республики Казахстан, экономически активное занятое население страны на третий квартал 2022 года составляет 8,8 млн человек. По теме диссертации опубликовано 20 научных работ, из них: 3 публикации в международном научном издании, включенном в информационную базу Clarivate Analytics и Scopus, в том числе 1 статья с процентом 75 (семьдесят пять, Q1) в базе данных Scopus (Scopus); 2 публикации в научных журналах Казахстана, рекомендованных Комитетом по контролю в сфере образования и науки МОН РК; 3 публикации в российских научных журналах, рекомендованных ВАК РФ; 2 свидетельства о государственной регистрации прав на объект авторского права (приложение Б). Доля личного участия автора составляет: в выборе научно-методических подходов и формировании дизайна исследования - 100 %, в сборе и обработке первичного материала - 80 %, в формировании исходных баз данных - 100 %, в обобщении, анализе и интерпретации результатов исследования - 100 %.
Управление профессиональным риском – современная тенденция
Несмотря на технические, технологические и информационные инновации в Индустрии 4.0, исследователи в Италии [93] до сих пор сталкиваются со «старой» проблемой заболеваемости и травматизма рабочих на уровне 1970-х годов, что, безусловно, повышает роль научных исследований в сохранении здоровья работающего населения и поиске новых способов управления здоровьем рабочих [94-96].
Современный подход оценки социально-экономической
Общая характеристика материалов и методов исследования
Методы оценки заболеваемости с временной утратой
Анализ социально-гигиенических факторов здоровья и качества
Методы интегральной оценки показателей и критериев социально-
Математико-статистические методы оценки социально-
Таким образом, установлено, что при повышении вредности условий труда до 1 степени 3 класса можно прогнозировать увеличение показателя МПД на 12 %, а при вредных условиях труда 2 степени 3 класса ожидаемое значение МПД возрастет на 37 %. При снижении класса и вредности условий труда до допустимых значений значение ВУТ снизилось на 12 %, относительно значений в начальный период наблюдения и оценки ПР в 2015 году.
Структура изучаемого контингента работников при оценке
Анализ показателей заболеваемости с временной утратой
Также высокие, но не достигающие достоверных значений показатели заболеваемости определялись в возрасте 50 лет и старше; в пересчете на «дней на 100 работающих в течение года» их можно объяснить преобладанием хронических заболеваний в более старшем возрасте и, следовательно, большей продолжительностью болезни. Как видно на рисунке 4.2.3, самые высокие показатели заболеваемости были обнаружены в группе с низким обучением с опытом работы до 9 лет, показатели MTD составляли 32,2% случаев заболеваний (199,6 случая на 100 работников в течение года), 29,6% больных людей (100,5% больных работников) (100,5% работников в год) 2349,1 дня дифференциации на 100 работников). Следует отметить, что после достижения стажа работы в ОК более 19 лет происходит увеличение уровня МПД по количеству дней нетрудоспособности на 100 работников в течение года.
Самый высокий уровень по данному показателю установлен более 30 лет в группе интернатуры, на которую приходится 27,8% дней нетрудоспособности всех остальных групп интернатуры. При анализе показателей МПД также установлено, что наибольшее количество дней нетрудоспособности приходится на лиц со стажем работы более 30 лет (дни нетрудоспособности на 100 работающих в год). Таким образом, зафиксировано установленное увеличение числа дней нетрудоспособности в группе стажа работы более 30 лет на ОК при непрерывном снижении числа больных на 100 работающих в год и относительно постоянном уровне числа случаев заболеваний по сравнению с группой 20-29 лет стажа работы на ОК.
Как видно из рисунка 4.2.4, наибольший показатель МПД характерен для стажа работы на ОК до 5 лет в пересчете на количество случаев на 100 полных годовых отработанных случаев на 100 работников). С увеличением стажа работы этот показатель обычно снижается до 10,9 при стаже работы 15-19 лет, а затем показывает увеличение к 20 годам работы на ОК. Группа со стажем работы 25-29 лет характеризуется снижением заболеваемости рабочих, но достаточно высоким числом больных на 100 человек с отработанным годом (больных на 100 работающих).
Анализ нозологической структуры заболеваемости с временной
Установлено, что в результате проводимых мероприятий в рамках управления рисками с 2016 г. в компании наблюдается тенденция к снижению уровня МПД у пациентов на 7,1% (χ2=7,757, р=0,012); в случаях с 6,8 процента. Как видно из рисунка 4.3.2, пораженность органов дыхания у рабочих, измеряемая в числе случаев, заболевших и дней нетрудоспособности в расчете на 100 штатных работников с увеличением возраста, с незначительным увеличением в возрастной группе от 50 до 59 лет измеряется уровень рабочих дней с нетрудоспособностью. Наибольший уровень МПД от болезней органов дыхания по дням нетрудоспособности, больным и случаям на душу населения В возрастной группе до 29 лет наблюдается 100 штатных работников, что соответствует примерно 35%.
При стаже работы 15-19 лет сопоставимые уровни МПД определялись по количеству заболевших, дней и больничных на 100 человек с отработанным годом, что соответствует 10% за исследуемый период.
Разработка критерия профессионального риска на основе иммунного
2007 от 29 сентября 2016 г. (Приложение Б) «Опросник для изучения социально-гигиенических факторов здоровья работников хризотилового предприятия. Изучение жилищных условий (табл. 5.1.1) в 2016 г. показало, что 85,1 % работающих КЖ проживают в частном доме или квартире с удобствами; 7,3% - в частном доме или квартире без удобств; 6,8% - на условиях временного найма жилья (квартиры, дома); 0,8% - проживают в общежитиях. Как видно из таблицы 5.1.1, на втором этапе исследования установлено, что существенных изменений в социально-бытовых условиях работников не произошло, 85,6% работающих ИЛИ стали жить в частном доме или в квартирах с удобствами; 6,8% - в частном доме или квартире без удобств; 7,0% - на условиях временного найма жилья (квартиры, дома); 0,6% - проживают в общежитиях.
В процессе изучения продолжительности пребывания в данных условиях установлено, что большинство работников ОК 56,3% проживают в данных условиях проживания более 10 лет; 40,1% респондентов живут в таких условиях до 10 лет; и 4,6% живут до 1 года.
Медико-социальные факторы как показатели социально-
Основной причиной неудовлетворенности работой на протяжении всего исследования являлась «низкая заработная плата» (рис. 5.2.4), а в 2019 г. выявлен рост этой неудовлетворенности на 4,6%.
Качество жизни работников, как критерий социально-экономической
В качестве инструмента исследования была выбрана краткая версия опросника ВОЗ по оценке качества жизни, связанного со здоровьем, «WHOQOL-BREF» на казахском и русском языках. WHOQOL-BREF может быть более подходящим для оценки изменений в качестве жизни человека, поскольку в нем приоритет отдается реакции на процессы в окружающей среде (то есть работа) и не уделяется особого внимания нарушениям здоровья. При сравнительном анализе средних значений показателей сфер качества жизни респондентов, таблица 5.3.1, было установлено, что показатель сферы «физическое здоровье» практически одинаков в исследуемых группах и в 2022 г.
Общий уровень КЖ обследуемых по опроснику WHOQOL-BREF определяется как «высокий», однако стоит отметить, что уровень КЖ в период исследования находится в пограничных зонах, но с учетом 95% ДИ включает предел 68%.
Интегральная оценка показателей и критериев социально-
Удовлетворенность работой» с динамикой роста на 10,2% (р<0,001) показателя «Социально-гигиенические факторы здоровья»; интегральный показатель социально-экономической эффективности управления профессиональными рисками (Х) на 2022 год составляет 95 баллов.
Оценка экономической эффективности управления
Analysis of occupational accidents among nurses working in hospitals based on safety climate and safety performance: A Bayesian network analysis // International journal of occupational safety and ergonomics. Optimal work assignment to multi-skilled resources in prefabricated construction // Journal of Construction Engineering and Management. Risk assessment matrices for workplace hazards: design for usability // International Journal of Environmental Research and Public Health.
Hybrid Approach to Occupational Risk Assessment in Road Construction Projects // Journal of Health and Safety at Work. Problems and prospects of the development of industrial enterprises (on the example of "Uralasbest") // Journal of Regional and International Competitiveness. User needs analysis in time-related risk management for holistic understanding of projects // Journal of Construction Engineering and Management.
An integrated management system for occupational health and safety in an operating nuclear power plant in eastern China and its management information system // Journal of Cleaner Production. Factors affecting employee safety productivity: an empirical study in an OHSAS 18001 certified organization // International journal of occupational safety and ergonomics. Implementing a workplace wellness program targeting small businesses: The pinnacol assurance health risk management study // Journal of Occupational and Environmental Medicine.
Early detection methods for silicosis in Australia and internationally: A review of the literature // International Journal of Environmental Research and Public Health. Environmental and occupational exposure to asbestos as a continuing challenge for environmental and health education // Journal of Elementology. A comparative dose-related response of several key pro- and anti-inflammatory mediators in the lungs of rats, mice and hamsters after subchronic inhalation of carbon black // Journal of Occupational and Environmental Medicine.
Effects of Mineral Dust-Induced Cytokines on Lung Fibroblasts In Vitro // Journal of Occupational Health. Sustainable assessment of environmental and occupational risks, planning of flexible production systems of job shops // Journal of Cleaner Production. Development of the unified technique for monitoring occupational hazards in mining enterprises Kryvbas (Ukraine) // East-European Journal of Enterprise Technologies.
The mortality and morbidity components of the value of statistical life // Journal of Health Economics. Immune status of workers at occupational risk of exposure to chrysotile asbestos in Kazakhstan // International Journal of Environmental Research and Public Health.