ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВИРУСНОГО ГЕПАТИТА С Секенова А.Е.
Студент(ка) ЕНУ им. Л. Н. Гумилева Научный руководитель – Акпарова А.Ю.
E-mail: [email protected]
В последние годы внимание многих исследователей привлекает проблема распространения вирусного гепатита С (ВГС). В настоящее время по приведенным в литературе данным количество инфицированных вирусом гепатита С (НСV) составляет около 3 % мирового населения (170 млн.)[3]. Около 10% зараженных вирусом гепатита С выздоравливают благодаря активности собственного иммунитета, у остальных больных заболевание приобретает хронический характер. Примерно у 25% больных хроническим ВГС рано или поздно развивается цирроз или рак печени [4]. У 3-10 % заразившихся гепатит С протекает без появления желтухи, в результате чего он долго остается нераспознанным. В дальнейшем инфекция носит хронический характер и приводит к развитию у части населения цирроза и рака печени с летальным исходом.
Цель работы- изучение региональных особенностей распространения вирусного гепатита С, определение предпосылок разработки антивирусной вакцины.
Факторами, способствующими прогрессированию гепатита С, являются:
злоупотребление алкоголем, возраст старше 40 лет, мужской пол, наличие дополнительной хронической инфекции (вирусный гепатит В, ВИЧ). Ослабление иммунной системы сопутствующими заболеваниями, нездоровый образ жизни приводят к хронизации воспалительного процесса.
Возбудителем гепатита С является вирус, содержащий геном в виде 1 одной молекулы РНК, в которой зашифрована структура 9 белков. Эти белки участвуют в проникновении вируса в клетку, создании и сборке вирусных частиц и переключении на себя некоторых функций клетки. Три белка вируса, участвующие в формировании вирусной частицы, называются структурными, остальные 6 белков выполняют разные каталитические функции при воспроизводстве вирусных частиц, но сами в состав этих частиц не входят и потому называются неструктурными.
Рисунок 1 – Структура вируса гепатита С
Генотипы варьируют генетически и делятся на шесть видов, каждый из которых подразделяется на субтипы 1a, 1b и т.д. Генотип HCV обуславливает степень тяжести острого и хронического гепатита HCV [3].
Таблица 1 - Основные генотипы HCV, их распространенность [3].
Генотип Географическое распространение
Тип 1a Доминирует в Европе и Северной Америке Тип 1b Доминирует в США, Япония, Европа
Тип 2 Доминирует на Дальнем Востоке (Япония, Китай)
Тип 3 Встречается в Европе, США, а также и в Индии, Пакистане, Австралии, Шотландии.
Тип 4 Преобладает на Ближнем Востоке и в Северной Африке Тип 5 Доминирует в Южной Африке
Тип 6 Встречается изолированно в Гонконге (Азия).
Самым распространенным субтипом ВГС в России является 1b (более 70% от общего числа случаев). Тип 1b считается наиболее опасным и плохо поддающимся лечению интерфероном. Следующими по частоте обнаружения в России являются подтипы 1а и 3а, значительно реже обнаруживается подтип 2а.
В Казахстане наиболее чаще обнаруживается 1b генотип (у 80% больных ВГС), реже встречается генотипы 3a и 2 [8].
По данным Wang J., et al. 2006, при инфицировании генотипом 1а и 1в наблюдается выраженная виремия и повышение активности трансаминаз, что требует применения более высоких доз и продолжительности лечения интерфероном. В тоже время, при заражении генотипом 4, который преобладает в основном на Среднем Востоке, интерферонотерапия оказывает более эффективное действие [Hagan H., et al. 2006].
Определение наличия заболевания, его стадии, характера течения основывается на методе ИФА - выявлении в крови антител к вирусным белкам [6], с последующим подтверждением положительных результатов анализа методом иммуноблотинга.
Иммуноферментный анализ на гепатиты и другие инфекции основан на реакции антиген- антитело, в результате которой в сыворотке крови обнаруживаются либо антитела (с помощью стандартных антигенов), либо антигены (с помощью стандартных антител) микроорганизмов [7].
При определении в сыворотке анти-HCV-core в разведении 1:1000 и выше, вероятность содержания вируса считается высокой и проведение ПЦР не обязательно. Если детектированный показатель сыворотки составляет 1:200, то в дальнейшем необходимо провести типирование на наличие вирусной РНК. Отрицательные результаты ИФА- диагностики ВГС при наличии клинических проявлений заболевания не исключают инфицирование HCV. В этом случае также возникает необходимость проведения РНК типирования. [9]. Отрицательные результаты ПЦР-диагностики, не коррелирующие с обнаружением антител Ig G, Ig M в сыворотке крови могут быть следствием репликации вируса в иммунных, гемопоэтических клетках, гепатоцитах, либо в мононуклеарных лейкоцитах. Выявление анти-HCV-core Ig M, характеризует активную репродукцию вируса и необходимость антивирусной терапии [Crovatto M. et al.,2000; Serafino A., 1997].
Частота регистрации ВГС среди здоровых доноров в различных странах колеблется от 0,5 до 7% [2]. Причиной такого распространения вируса является недостаточная информированность населения о путях заражения инфекцией, характере течения заболевания и его исходах, недостаточный эпидемиологический надзор, а также отсутствие противовирусной вакцины.
В одной из наиболее развитых стран мира – США - количество инфицированных составляет 3,9 млн. человек. Из-за особенностей скрытого течения болезни до 90 процентов больных даже не догадываются про мину замедленного действия в собственном организме. По данным различных авторов, количество НСV- инфицированных людей на земном шаре составляет от 200 млн. до 1 млрд. Ученые Франции рассчитали, что на протяжении следующих 20 лет ежегодная смертность,
обусловленная НСV- инфекцией, увеличится на 150-200%. Ожидается, что пик заболеваемости достигнет высокого уровня в 2018 году [2].
По имеющимся данным с 90-х годов в странах СНГ в основном выявляются случаи острого гепатита С (ОГС). [1].
Проведенный анализ показателей заболеваемости острым ВГС за 2003-2008 гг. показал их снижение c 1,0 до 0,4% на 100 тыс. населения, повышение показателей заболеваемости хроническим ВГС с 2,9 до 8,0%.[5]. То есть, характер эпидемиологического процесса гепатита С в целом не однозначен.
Источниками ВГС являются больные с острой и хронической формами инфекции.
Исследования, проведенные в Научном центре гигиены и эпидемиологии им. Хамзы Жуматова (г. Алматы), отмечают, что вертикальным путем заражается 10,3 % новорожденных, количество бессимптомных носителей HCV среди детей до 14 лет составляет 14,3%, среди взрослого населения – 3,4%, беременных женщин – 4,1%, наркоманов – 67,4%, больных ИППП (инфекциями, передающимися половым путем) – 7,4%. [5].
Широко распространено лечение заболевания совместным назначением препаратов интерферона и рибавирина. Интерферон подавляет синтез вирусной матричной РНК и синтез белков вирусной оболочки. Рибавирин, схожий с одним из элементов РНК вируса препятствует его размножению. Но даже при таком 6—12 месячном лечении эффективность медикаментозной терапии составляет всего 33—41%, а при последующем рецидиве заболевания — 21—30% [2].
В наиболее тяжелых случаях острого поражения печени, не поддающегося лечению антивирусными препаратами, единственным спасением для пациента оказывается пересадка печени. Ежегодно в Соединенных Штатах производится в среднем от 2 тыс. до 4 тыс. операций по трансплантации печени, что значительно меньше числа людей, ожидающих подходящего для пересадки органа [4].
Основной целью исследований, проводимых в разных странах, является обнаружение стабильного вирусного белка, специфичного для всех генотипов и подвидов НСV, на который бы вырабатывались нейтрализующие антитела.
Ведется разработка вакцины на основе рекомбинантных молекул ДНК, представляющих собой антиген определенного типа вируса, полученный микробиологическим синтезом; создание субстанций, блокирующих вещества, запускающие синтез вируса. Остаются недостаточно изученными вирусы гепатитов, механизмы репликации вирусного генома и активации противовирусного иммунитета, а также отсутствие адекватных систем тестирования является препятствием для создания эффективных препаратов.
Таким образом, приведенные данные свидетельствуют о неуклонном росте распространенности ВГС во всех странах мира, возрастающем уровне смертности, подтверждают большое медицинское и социальное значение этой патологии.
Определяющее значение в распространенности болезни имеют пути передачи инфекции, такие как переливание крови, вертикальный путь от матери к плоду, парентеральное введении наркотиков и др. Несмотря на значительные достижения современной медицины, проблема лечения хронического ВГС остается еще полностью не решенной.
Частый переход в хроническую форму, образование гепатокарциномы, дорогостоящее лечение создают предпосылки для создания эффективной противовирусной вакцины.
Литература.
1. Артур Губайдуллин.- Враг внутри.- Здоровье — Аналитика — Gazeta.kz http://wap.gazeta.kz/article/39760/.
2. Ломака Ж.М. Профилактика заражения вирусным гепатитом С в эстетических манипуляциях // Статья.-2008г. - Херсонский государственный университет.-С. 1-2.
3. А. В. ИВАНОВ, А. О. КУЗЯКИН, С. Н. КОЧЕТКОВ.МОЛЕКУЛЯРНАЯ БИОЛОГИЯ ВИРУСА ГЕПАТИТА С // Росс.журнал Успехи биологической химии т.45, с. 37-46.
4. Infection By Hepatitis C Virus Prevented By Novel Antibody. By Michael Cohen, University of Massachusets Medical School: Gisselquist D., Perrin L., Minkin S. Parallel and overlapping HIV and bloodborne hepatitis epidemics in Africa. International Journal of STD &
AIDS 2004, v. 15, pp. 145—152.
5. Статья в Интернете: Совершенствование технологии эпидемиологического надзора за гепатитом С, // Научный центр гигиены и эпидемиологии им Хамзы Жуматова, г.Алматы.-info-health.kz [10.03.2010].
6. НЕТЕСОВ С.В. ВИРУСНЫЕ ГЕПАТИТЫ // Статьи Соросовского Образовательного журнала.- 1997, БИОЛОГИЯ.-С.
7.http://hepatit-c.narod.ru/lecenie.htm. Российское сообщество больных гепатитом С.
8. Чернышева А. В., Махамбетов К. О. Клинико-иммунологическая характеристика хронического вирусного гепатита С // Материалы научно-практической конференции молодых ученых «Актуальные вопросы медицины». - Астана, 2004.-С. 169-170.
9. Сизякина Л. П, Андреева И. И. Справочник по клинической иммунологии.// Ростов-на- Дону.- Феникс. - 2004 г. – С. 107-109.