• Tidak ada hasil yang ditemukan

Казахско-русские взаимоотношения XVIII–XIX веках в Верхнем Прииртышье.

N/A
N/A
Protected

Academic year: 2024

Membagikan "Казахско-русские взаимоотношения XVIII–XIX веках в Верхнем Прииртышье."

Copied!
5
0
0

Teks penuh

(1)

Байсарина К.К., д.и.н., профессор кафедры истории Семипалатинского государственного педагогического института (г.Семей) Казахско-русские взаимоотношения XVIII–XIX веках в Верхнем

Прииртышье.

Аннотация

В данной статье с привлечением официальных источников Российского государства и разнопланового материала современных исследователей, мы попытаемся раскрыть интересующие нас вопросы. Как происходило взаимодействие, как развивались взаимоотношения их формы и степень в Верхнем Прииртышье в XVIII–XIX вв., между русскими и казахами, какую оценку давали им в своих трудах учёные и исследователи России и Казахстана, на наш взгляд являются актуальными и в настоящее время.

Ключевые слова: политика, экономика, хозяйство, кочевники, дипломатия, администрация.

Сегодня, являясь независимым государством, мы сохранили то добрососедство и доверие установленное нашими предками в качестве незыблемых и базовых ценностей. С приобретением суверенитета стали серьёзно и глубоко вникать в историю своей страны, ибо историческая наука не только анализирует прошлое, повествует о нем, но и ее выводы обращены к настоящему и будущему. Взаимоотношения между Россией и Казахстаном берут своё начало ещё с XVI века и это было отражено в Российских нормативно - правовых актах и в трудах учёных и исследователях нового и новейшего времени по данному вопросу.

«После освоения и завоевания Сибири, границы Российского государства охватывали территорию Казахстана на севере. В этот период времени устанавливаются и дипломатические контакты между двумя государствами (посольство Третьяка Чебукова в 1573 г. в Казахскую степь и посольство Кул-Мухаммеда в конце 1594 г. в Москву)» [1,45].

Казахско - русские взаимоотношения в этот период носили не постоянный характер, что было обусловлено внешнеполитическим положением обоих государств. Россия старалась закрепиться в Западной Сибири строительством новых крепостей и городов, а также покорением местного населения. Казахское государство стремилось противодействовать растущей опасности со стороны Среднеазиатского государства и калмыков.

XVII и XVIII вв. были сложными в казахско-русских отношениях.

С образованием в 1635 г. Джунгарского ханства, казахские правители стремились противодействовать угрозе с Востока. В конце XVII начале XVIII вв. через Сибирские пограничные власти, ханы Тауке, Каип и султан Абулхаир обращались к правительству Петра I о своих намерениях воевать с Джунгарией в союзе с Россией. В этот же период времени в верховья

(2)

Иртыша были направлены несколько Российских экспедиций (И. Бухгольца, И. Лихарева), по результатам которых были основаны крепости Омская (1716 г.), Железинская (1717 г.), Семипалатинская (1718 г.), Усть- Каменогорская (1720 г.) [1]. Экспедиция И. Бухгольца "в феврале 1716 года была атакована и окружена 10 тысячами джунгарского войска. Спаслось лишь 700 человек, остальные полегли под джунгарскими саблями. Отступив через Восточный Казахстан, они основали Омскую крепость, где тогда находились казахские кочевья" - освещают в своей работе авторы книги "Страна в сердце Евразии"

(Сюжеты по истории Казахстана)", с привлечением архивных данных [3,306].

Таким образом Российское государство планомерно усиливает свои позиции в регионе, проводя по отношению к двум противоборствующим сторонам политику нейтралитета и невмешательства. Официальную политику России периода XVII–XVIII вв. в регионе освещают в своей работе, современные исследователи учёные из России - Резун Д. Я., Шиловский М.

В. "Сибирь, конец XVI - начало XX века: фронтир в контексте этносоциальных и этнокультурных процессов" опираясь на мнение В. В.

Алексеева и его коллег отмечают: "Совершенно иную картину являл южный фронтир, где попытка выйти в лесостепную зону встретила ожесточённое противодействие кочевников. В течение XVII-XVIII вв. между русскими владениями в Северной Азии и Китаем существовала буферная зона, ставшая объектом длительной вооружённой и дипломатической борьбы за влияние.

"Фактически, - если попытаться реконструировать общий административный проект закрепления новых земель на востоке страны и лежащие в его основе соображения, то окажется, что русский "фронтир" раздвигал на юг и восток ареал земледельческого заселения, не столько вытесняя или истребляя коренное и иммигрировавшее азиатское население, сколько пронизывая его массивы "силовыми линиями" безопасности (линии крепостей, опирающихся на речные системы) и тем самым стабилизируя общую структуру расселения и мирной хозяйственной деятельности. Основной проблемой, которая при этом вставала перед русской администрацией, являлось "замирение" и удержание от "шатости" народов, сохраняющих в значительной степени экстенсивный характер землепользования и традиционный кочевой уклад жизни, главным образом предотвращение их набегов на основанные русскими заводы и земледельческие слободы"[2,135].

В начале XVIII в. казахское государство оказалось в трудном положении и не только из - за противостояния с Джунгарией, но и политической нестабильностью в казахских жузах. Во второй половине XVIII в. (ликвидация Джунгарского ханства) привели к изменению в маршрутах и границах кочевого пастбищного хозяйства казахов.

"Необходимость расширения территории столкнула казахов с Россией, закрывшей с 1755 г. выход казахам к внутренней территории, т. е. на правобережье Иртыша, что создало непреодолимый барьер на пути казахских хозяйств.

Казахи, связанные издавна с этим регионом, богатыми пастбищами и удобными для зимних стоянок, были поставлены в очень сложное

(3)

положение. Часть казахов, занимавших под зимние стоянки эти места, вынуждены были откочевать на юг Казахстана. Оставшаяся же часть, переселившаяся несмотря на запреты правительства на правобережье Иртыша, должна была менять форму хозяйствования, переходить к полукочевому скотоводству. «Сокращается радиус кочевания хозяйств.

Меняется мередиальность кочевания и вместе с тем состав стада: наряду с лошадьми и овцами значительную долю стал составлять крупный рогатый скот» [4,80].

В 1760-е гг. Россия, пользуясь тем, что Джунгарское ханство было завоёвано Цинским Китаем, старается укрепить своё влияние и господство на востоке Казахстана. Между самодержавием и Цинским двором шла внешнеполитическая борьба за влияние на казахов. Генерал - губернаторы Западной Сибири, с согласия центрального правительства предоставляли казахам, вступающим в ее подданство, ряд льгот и поощрений (именной указ от 5 октября 1799 года "О не взимании пошлин с имущества киргизцев, желающих вступить в Российское подданство. О пропуске Средней Киргиз - Кайсацкой орды владельцев Аблай хана - Айходжи Муллы Кочина в вечное подданство, вступившего по ту сторону реки Иртыша, между крепостями Семипалатинской и Омской", объявленном президентом коммерц-коллегии князем Гагариным.).

Образованием крестьянских поселений на Рудном Алтае российские власти хотели разрешить задачи снабжения продовольствием войск на пограничной линии и горнозаводского населения Колывано-Воскресенских заводов и, кроме того, создать стратегические пункты для дальнейшего продвижения в верховья Иртыша. Рядом мер (приглашение добровольцев, принудительный набор, ссылка) в течение второй половины века удалось создать значительное число русских поселений. В свою очередь казахи которые принимали Российское подданство вступали во взаимодействие с местной российской администрацией и переселенцами (из числа крестьян и формирующегося сибирского казачества).

С усилением политической и экономической роли России в этом регионе со второй половины XVIII начала XIX вв., встает задача выстраивания новой политики и форм управления над населением, что ярко демонстрируют позицию царизма в своей работе Резун Д. Я., Шиловский М.

В – «переход к оседлому образу жизни и земледелию, а также появление переселенцев в местах компактного проживания кочевников не означал их автоматической русификации и аккультуризации» [2,67].

Политика центра к национальным окраинам также освещена в работе Дамешек Л. М. "Национальная и окраинная политика как фактор хозяйственного освоения сопредельных территорий Российской империи (XVIII - начало XX века)". Структура местных органов управления и их функциональный характер в известной степени определялись и ресурсными факторами, экономическим потребностями по инкорпорации окраинных территорий в общероссийские экономические процессы. В Сибири, например, были открыты Алтайский и Нерченский горные округа, в связи с

(4)

началом активной добычи золота в структурах Главных управлений Западной и Восточной Сибири были учреждены специальные горные отделения, с началом массового переселения на местах начали действовать специальные переселенческие отделы.

"В ходе начального этапа колонизации востока Казахстана, в XVII в.

основой российской политики в регионе стало невмешательство во внутренние дела кочевников с сохранением их прежнего уклада жизни при условии своевременной выплаты ясака. В XVIII в. был взят курс на регулирование и регламентацию жизни общества, как русского, так и инородческого, в административном, хозяйственном, в религиозном и бытовом отношениях [3,307].

В одном ряду с "новокрещенными" стоит понятие "ясашные крестьяне", которое возникло, по-видимому, для обозначения принявших православие кочевников, продолжавших выплачивать ясак, но при этом ведущих крестьянский образ жизни. Звание ясачного сохраняло право на родовые земельные владения и освобождало от рекрутской повинности.

Поскольку в Сибири распространение получила купля-продажа земли, в том числе принадлежавшая сибирским иноземцам, ясачным мог стать человек, купивший землю у аборигенов. Так как изначально ясачными являлись только представители коренных сибирских народов, то в делопроизводственной документации появляются дополнительные уточняющие термины: "русские ясашные", "ясашный ис грек", "ясашный мещанин" и др.

Таким образом, для уточнения социальной идентификации человека использовался этнический принцип. 23 мая 1808 г. вышел указ, регулирующий покупку киргизских детей: их разрешалось покупать всем лицам свободного состояния, т.е. было узаконено фактическое участие в торгах рядовых казаков на Сибирских линиях. Одной из привлекательных черт крещения для кочевников являлось освобождение от зависимости, поскольку, с точки зрения церкви, христианин не мог находиться в подчинении язычника или магометанина. Зачастую новокрещенный, избавившись от одной зависимости, попадал в кабалу к служилым людям, которые при помощи крещения пытались закрепить их за собой в качестве холопов. Подобную практику в отношении ясачных законодательно запретили еще в XVII в., но категория холопов (дворовых) в Сибири все-таки сложилась. Источником для нее послужили "азиатцы" - кочевые народы южной Сибири (калмыки и киргизы) [4,80].

Если в XVIII в. дворовыми людьми были преимущественно калмыки, то в XIX в. ими, по большей части, становились киргизы, которые в 1811- 1814 гг. в связи с массовым падежом скота находились в бедственном положении. По достижении 25-летнего возраста киргизы должны были отпускаться на волю. Даже если закабалённый таким образом киргиз женился на крепостной, по достижении указанного возраста он и его семья считались свободными. Обретя свободу, киргизы должны были выбрать себе сословие, к которому они будут приписаны. Причём закон ничего не говорил

(5)

о возможности возвращения этих людей к своим семьям и к прежнему, кочевому образу жизни. Большой земельный надел, казённое содержание для детей мужского пола, возможность заниматься промыслами и торговлей в степи делали казачество привлекательной перспективой для бывших дворовых. В связи с этим среди кочевников бытовало представление о том, что крещение в православие автоматически делает человека казаком. В 1825 г. законодательно запрещалось покупать "киргизов, калмыков и других азиатцев", и группа дворовых постепенно прекращает своё существование, растворившись в казачьей среде.

Казахское население вступало и в экономическое и культурное взаимодействие с крестьянами, что находит своё подтверждение в источниках. Несмотря на официальные запреты Колывано-Воскресенского Горного начальства, которое стремилось не давать крестьянам вывозить и обменивать хлеб казахам, эти меры не увенчались успехом свидетельствовал Н.В. Алексеенко с использованием архивных данных: "Киргизы, приезжая на кочевку, - гласит один из рапортов начальника Колывано-Воскресенских заводов, - уповательно привозят с собой товар, разменивают оной потаенно крестьянам на хлеб. Таковая связь крестьян с киргизами, умножаясь время от времени, может быть вредна для первых"[4].

Referensi

Dokumen terkait

Абсолютно справед- ливым является и то, что понятие «определение» в большей степени относится к предложению и глубинным его смыслам, эксплицитно выражен- ным атрибутивной конструкцией

Национальное языковое сознание не конгруэнтно языковой картине мира: оно включает не только осознанное, структурированное и вербализованное знание, но и неосознанное, несмотря на то,

На конкретных примерах мы показываем, и, причем достаточно успешно, что философия как наука развивает логико-интеллектуальную сторону человеческого разума, то есть удовлетворяет его

Гипотеза исследования основана на предположении о том, что, если язык является носителем смыслов культуры и связующим звеном между профессиональной культурой и культурой в целом, то,

Из этой теоремы следует, что если на плоскости в пространстве задана пара тройка неколлинеарных некомпланарных векторов, то любой другой вектор может быть представлен как их линейная

При слу- шании дела Комиссия постановила, что несмо- тря на то, что право на жизнь аппликанта более не находилось под угрозой, так как правитель- ство Кирибати приняло соответствующие

Если поволжские татары применяли в своих джадидских школах переводной метод обучения, как было принято в северных областях Казахстана, то в Туркестанском крае на занятиях по русскому

Итак, обратим внимание на то, что в этом раннем стихотворении Васильева уже присутствует так называемый транскультурный мир лирического героя-поэта и его адресата, которому противостоит