УДК 327.82
КАСПИЙСКИЙ РЕГИОН ВО ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКОЙ СТРАТЕГИИ КАЗАХСТАНА
Кузнецова Е., [email protected]
Каспийский государственный университет технологий и инжиниринга им. Ш.Есенова, Актау
Научный руководитель – Б.К.Кузутбаева
Каспийская проблематика является одним из важнейших направлений дипломатии Казахстана, а Каспийское море - важной частью национальных интересов РК.
Каспийский регион занимает особое место во внешнеполитической, экономической и военно-политической стратегии Казахстана, поскольку он является стратегически важной составляющей успешности долговременного развития Казахстана, что определяется главным образом наличием существенных запасов энергетического сырья и значимостью для обеспечения национальной безопасности республики [1]. Современная политическая, военная, экономическая и экологическая ситуация в зоне Каспийского моря и прикаспийских территорий тесно взаимосвязана с задачами РК по обеспечению национальной безопасности.
В начале 1990-х гг. все прибрежные государства столкнулись с необходимость выработать собственный подход к обозначенной проблеме. Выступив за раздел дна и недр
168
Каспийского моря на национальные секторы по принципу срединной линии, Казахстан официально заявил о правах на свой сектор Каспийского моря в Указе Президента РК от 24 января 1994 года № 1517 «О международном Консорциуме по оценке нефтегазоносного потенциала казахстанского сектора Каспийского моря». При этом важным пунктом национальной политики Казахстана на Каспии является реализация принципа кооперации в решении вопросов в таких сферах как рыболовство, судоходство, транспортные коммуникации и др. Только совместными усилиями, не ущемляя интересы ни одного из прикаспийских государств, можно сформировать новые международно- правовые нормы и механизмы сотрудничества в регионе.
Потенциал углеводородных ресурсов ставит Каспийский регион на второе место в мире после Персидского залива по запасам нефти и газа [2].
Реализация национальных интересов Казахстана на Каспии осуществляется по следующим приоритетным направлениям:
1. Геополитическое направление - острая потребность в разработке крупных запасов углеводородного сырья региона актуализировала вопрос об определении правового статуса Каспийского моря. В рамках усилий по достижению приемлемого варианта Конвенции о международно-правовом статусе Каспия [3], Казахстан предлагает установить территориальное море, рыболовную зону и общее водное пространство. При этом проводится целенаправленная политика по повышению уровня доверительных отношений между каспийскими странами, а также по выработке основ единого курса развития Каспийского региона, обеспечения его безопасности перед лицом новых вызовов и угроз.
Экономическое направление - производственно-хозяйственная эффективность Каспия определяется результатами деятельности следующих отраслей: нефтегазовой промышленности - добыча нефти и газа является базовой отраслью региона, развитие которой в значительной степени обеспечивает положительные темпы роста экономики Казахстана, что обусловливает необходимость выведения объемов добычи на стабильно высокий уровень; морской инфраструктуры - в целях увеличения объемов морских грузоперевозок на Каспии была реализована Государственная программа развития морского транспорта на 2006-2012 гг. [4], создается собственный флот морских буровых установок; транспорта и логистики - значение Каспийского бассейна в мировой системе коммуникаций определяется самим его стратегическим месторасположением. 11 апреля 2006 года был принят Указ Президента Республики Казахстан «О Транспортной стратегии Республики Казахстан до 2015 года». Стратегия предусматривает модернизацию существующих и создание новых «спрямляющих» транспортных путей и инфраструктурных объектов одновременно с обновлением всех видов транспортных средств. Развитие трубопроводного транспорта с учетом специфики нефтегазовой отрасли осуществляется в рамках действующих Государственной программы освоения казахстанского сектора Каспийского моря и Концепции развития газовой отрасли Республики Казахстан до 2015 года.
Ключевые проблемы развития Каспийского региона в определенной степени обуславливаются его географией и природными особенностями. В то же время следует отметить, что в последние десятилетия Каспий привлекает к себе внимание не только как уникальный природный объект, но и как очень сложное многокомпонентное пространство, объединяющее сразу несколько макрорегионов евразийского материка - Европу, Кавказ, Центральную Азию и зону Персидского залива, и находящееся при этом, по сути, в состоянии правового вакуума. Складывающаяся ситуация, безусловно, оказывает давление на все аспекты развития региона и снижает его возможности по обеспечению безопасности перед лицом новых вызовов и угроз, среди которых наибольшее беспокойство вызывают явно усиливающиеся процессы милитаризации Каспийского бассейна и его экологической дестабилизации.
Особенностью участия Казахстана в процессах интеграции экономик Каспийского региона является его активная позиция в вопросах сотрудничества стран Евразии.
Казахстан способен оказывать влияние на решение актуальных проблем экономической интеграции в регионе, прежде всего потому, что:
- во-первых, опирается на стратегию Евразийской интеграции;
- во-вторых, участвует во всех региональных союзах, заинтересованных в устойчивости каспийской экономической системы - СНГ, Таможенном союзе Беларуси, Казахстана, России, ЕврАзЭС, а также ОЭС и ШОС;
- в-третьих, может стать посредником между США, ЕС, странами Центральной Азии, Китаем, Индией и другими странами региона, являясь членом ООН и других международных союзов;
- в-четвертых, Казахстан является автором ряда инициатив, направленных на обеспечение экономической и экологической устойчивости Каспия, поддержанных большинством стран региона.
Казахстан обладает реальными возможностями для активизации интеграционных процессов на Каспии посредством: сближения позиций стран региона в рамках отдельных региональных союзов; рассмотрения «каспийского вопроса» в формате СНГ, ОЭС и ШОС и формирования их общей позиции в отношении Каспийского региона; поддержки инициативы создания ОКЭС.
Особую озадаченность вызывает тот факт, что Каспийский регион объективно продолжает находиться в долговременном правовом вакууме ввиду отсутствия действующих договоренностей о правовом статусе Каспийского моря. Позиция Казахстана относительно принципа раздела Каспия и порядка хозяйственной деятельности прикаспийских государств определилась с самого начала и остается практически неизменной. Первоначально позиция Казахстана сводилась к тому, что дно моря и недра Каспия должны быть делимитированы между прибрежными государствами.
По мнению казахстанской стороны это:
- во-первых, повышает ответственность каждого прибрежного государства за правильное и безопасное использование недр Каспия в своей части моря и обеспечивает возможность эффективного правового регулирования такой деятельности на основе национального законодательства;
- во-вторых, такое решение открывает путь каждому прибрежному государству для привлечения инвестиций извне;
- в-третьих, такое решение создает надежную и долговременную правовую основу для деятельности каспийских государств по разработке недр моря.
В контексте урегулирования правового статуса Казахстан придерживается концепции раздела дна и недр Каспийского моря по срединной линии на национальные секторы и установления прибрежных и рыболовных зон согласованной ширины. В связи со сложностью достижения в ближайшем будущем пятистороннего соглашения по всему комплексу вопросов будущего правового статуса Каспийского моря целесообразно применить поэтапный подход. Его суть состоит в урегулировании в первую очередь тех аспектов жизнедеятельности на море, которые нуждаются в этом в большей мере.
Прибрежные зоны, по аналогии с территориальным морем по морскому праву, должны являться суверенной государственной территорией. Казахстан в целом выступает за поэтапный подход к определению правового статуса моря и на первом этапе считает целесообразным урегулировать вопросы разграничения каспийского шельфа и экологии моря.
С 1997 года Казахстан и Россия выступают единым фронтом по главным проблемам.
- во-первых, поверхность и толща вод должны находиться в общем пользовании (исключение составляют прибрежные зоны соответствующих государств), что при договоренности сторон обеспечило бы сохранение и воспроизводство рыбных ресурсов
Каспия (прежде всего осетровых пород рыб, которые составляют более 90% всех мировых запасов).
- во-вторых, раздел дна моря на национальные секторы следует проводить по срединной линии, одинаково отстоящей от противоположных точек берегов, а не в равных долях, на чем настаивал и продолжает настаивать Иран. В противном случае Казахстан терял бы 7% дна.
Россия и Казахстан начали действовать в этом направлении в двустороннем порядке.
В ходе диалога, развернувшегося в 1997 году, было принято обоюдное решение о делимитации российско-казахстанской части дна Каспия на основе принципа равноудаленных от противоположных берегов точек. Во время визита Нурсултана Назарбаева в Москву 5-6 июля 1998 года было подписано Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о разграничении дна северной части Каспийского моря в целях осуществления суверенных прав на недропользование [5]. В развитие этого документа в мае 2003 года В. Путин и Н. Назарбаев заключили Соглашение о разграничении дна северной части Каспия, в котором фиксировалось, что месторождения Курмангазы, Центральное и Хвалынское, расположенные на стыке зон интересов сторон, будут разрабатываться на паритетных началах.
Соответствующие соглашения были подписаны сначала между Азербайджаном и Казахстаном (ноябрь 2001 г.), а затем между Азербайджаном и Россией (сентябрь 2002 г.).
Год спустя Москва, Астана и Баку закрепили двусторонние договоренности по разделу дна Каспия, заключив соответствующее соглашение в трехстороннем формате. В то же время, несмотря на то что Казахстан через заключение рамочных соглашений с Россией и Азербайджаном по статусу Каспия фактически инициировал и завершил секторальный раздел Каспийского моря на базе срединной линии, вопрос окончательного правового урегулирования также в состоянии оказать негативный эффект на стабильность хода проецирования долговременных казахстанских интересов, особенно в южной части региона, и на развитие отношений с другими региональными факторами [6].
Таким образом, юридически оформленные трехсторонние договоренности между Россией, Казахстаном и Азербайджаном в какой-то мере приближали решение вопроса о статусе Каспия в целом, так как примерно 2/3 морского дна были уже поделены (за Казахстаном закрепилось 27%, за Россией - более 19%, за Азербайджаном - более 18%) [7].
Безопасность абсолютно важна для экономического успеха. Это главный приоритет внешней политики Казахстана. Есть различные механизмы для сдерживания угроз безопасности и стабильности, но, тем не менее, но ни один из не имеет всеобъемлющей природы и не предусматривает всестороннего участия всех прикаспийских государств.
Безопасность и стабильность в Каспийском регионе должны быть обеспечены поддержкой Казахстаном разумной и прагматичной политики прибрежных государств, основанной на разрешении существующих споров и разногласий исключительно мирными средствами, посредством диалога и переговоров. В 2004 году Казахстан выдвинул инициативу разработки пятистороннего механизма контроля и сдерживания вооружений на Каспии, обеспечения баланса вооружений и определения ограничений. Казахстан уверен в том, что эти меры станут одним из самых надежных средств предотвращения конфликтов и мирного развития сотрудничества между государствами.
Большое значение имеет военное сотрудничество между прибрежными государствами. Все пять стран должны работать над созданием благоприятных условий для сотрудничества на море с целью исключить любую возможность нарушения мира или появления угроз национальной безопасности государств. Казахстан предлагает совместно разработать и принять политический документ в виде Пакта стабильности на Каспийском море, который будет предусматривать сотрудничество в таких сферах как борьба с терроризмом, агрессивным сепаратизмом, организованной преступностью, незаконным
угрозами.
До тех пор, пока международный правовой статус Каспия не согласован, в новых геополитических реалиях невозможно разрешить вопрос владения и эксплуатации придонных ресурсов.
Позиция Казахстана по правовому статусу Каспия заключается в необходимости обращения к определенным положениям Конвенции ООН по морскому праву от 1982 года, которая предусматривает режимы и ширину различных секторов моря. Суть заключается в том, чтобы разграничить дно и ресурсы Каспия вдоль срединной линии в соответствии с международной практикой. Каждое государство должно самостоятельно разрабатывать и эксплуатировать ресурсы в пределах своего участка. В то же время, Казахстан выступает за сотрудничество с другими странами в разработке ресурсов на казахстанской части Каспия.
Позиция Казахстана заключается в том, чтобы решить вопросы справедливо на основе ранее заключенных соглашений. Стратегическая цель заключается в том, чтобы определить национальные морские границы и разграничить морское дно для обеспечения суверенных прав на разработку и развитие минеральных ресурсов.
Казахстан продолжает двусторонние консультации с Туркменистаном по вопросам сотрудничества на Каспии. Интенсивные переговоры проводятся с иранской стороной.
Тегеран настаивает на так называемом справедливом принципе разделения Каспия на пять равных частей. Казахстан не может поддержать подобный подход ввиду того, что он противоречит принципам международного права.
С точки зрения Казахстана, существуют такие неотъемлемые компоненты правового статуса Каспийского моря как рыболовство, навигация, свободное передвижение судов, не имеющих доступа к другим морям, через территорию транзитных государств.
Каспийское море богато также своей уникальной природой и комплексом окружающей среды, который включает 40 видов животных и растений, занесенных в Красную книгу. Более чем 90% мировых запасов осетровых сосредоточены именно в Каспийском море. Коммуникационная функция Каспия также имеет стратегическую важность благодаря растущему удельному весу транспортируемых на мировые рынки углеводородов.
Прибрежные государства должны предпринять совместные усилия для защиты окружающей среды моря, сохранить его биологические ресурсы, флору и фауну [8].
Уровень заинтересованности в Каспийском регионе прибрежных стран и внешних сил является одним из главных определяющих факторов в контексте выявления роли и значения Каспия в мировой и региональной политико-экономической системе.
Сложившийся в региональном масштабе баланс интересов заинтересованных государств зачастую приводит к интенсификации комплексных региональных проблем и потенциальным политико-экономическим столкновениям, которые оказывают негативное воздействие на долгосрочную безопасность и стабильность Казахстана.
Список использованной литературы
1. «Интересы Республики Казахстан на Каспии» http://www.hotel- ludwig.net/content/interesy-respubliki-kazahstan-na-kaspii
2. «Каспийский регион – общие сведения»
/http://www.window2baku.com/Caspian/caspiansea.htm
3. «Конвенция о международно-правовом статусе Каспийского моря» / http://pda.iam.duma.gov.ru/node/2/4618/16298
4. «Государственная программа развития морского транспорта» /
http://neftegas.info/territoriya-neftegaz/1232-gosudarstvennaya-politika-po-razvitiyu-portovoy- infrastruktury-respubliki-kazahstan.html
5. «Соглашение между российской федерацией и республикой Казахстан о разграничении дна северной части каспийского моря в целях осуществления суверенных прав на недропользование» /http://www.referent.ru/1/49651
6. «Интересы Казахстана в Каспийском регионе»
/http://www.webeconomy.ru/index.php?page=cat&cat=mcat&mcat=164&type=news&top_menu
=compass&sb=71&newsid=1603
7. «Казахстан в контексте урегулирования правого статуса Каспия»
http://www.hotel-ludwig.net/content/kazahstan-v-kontekste-uregulirovaniya-pravovogo- statusa?page=1
8. «Казахстан в контексте геополитики Каспийского региона».
/http://ru.government.kz/documents/publications/page106