• Tidak ada hasil yang ditemukan

Особенности психологической работы с детьми, страдающими аутизмом

N/A
N/A
Protected

Academic year: 2024

Membagikan "Особенности психологической работы с детьми, страдающими аутизмом"

Copied!
5
0
0

Teks penuh

(1)

ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ СТРАДАЮЩИМИ АУТИЗМОМ

Ибрагимова Ж. Р.

научный руководитель Джумагельдинов А.Н., PhD психологии Евразийский национальный университет имени Л.Н.Гумилева

http://www.enu.kz

Аутизм - это нарушение психического развития, при котором, прежде всего, страдает способность к общению, социальному взаимодействию, что часто сопровождается нарушениями развития речи, психической и умственной задержкой развития. Но уровень интеллекта при аутизме может быть различным: от глубокой умственной отсталости до одаренности в отдельных областях знаний и искусства.

Аутизмом страдают преимущественно дети, и имеет огромные серьезные последствия для их семей и общества. Общепринятая норма распространенности аутизма составляет 4-5 человек на 10 тысяч детей. В большинстве стран среди детей аутизм встречается чаще, чем рак, диабет и СПИД вместе взятых. Если в Казахстане численность детей около 5 млн. человек, то из них больных детей с аутизмом составляет примерно 2,5 тыс. человек.

Однако в последние годы из-за ухудшения экологической ситуации, оценки распространенности этого заболевания растут и по последним данным, количество больных детей почти в 3 раза превышает вышеуказанный показатель. Это означает, что количество детей с аутизмом в нашей стране может составлять более 7 тысяч человек.[1]

На данный показатель также влияет более точная диагностика данного заболевания (многие дети имели раньше другие диагнозы, такие как имбецильность, шизофрения, неврозоподобные заболевания и т.п.)

Постановка ребенку диагноза раннего детского аутизма является для родителей причиной сильного стресса, в первую очередь для матери. Стресс, имеющий пролонгированный характер, оказывает сильное воздействие на жизнь партнеров и становится исходным условием резкого травмирующего изменения сформировавшегося в семье жизненного уклада. Изменяется:

сложившийся стиль внутрисемейных взаимоотношений; система отношений членов семьи с окружающим социумом. Многие надежды и ожидания членов семьи в связи с будущим ребенка оказываются тщетными и рушатся в один миг, а осмысление происшедшего и обретение новых жизненных ценностей растягивается порой на длительный период.

Рост числа детей с аутизмом обуславливает необходимость оказания им адекватной и своевременной психологической и коррекционной помощи. Аутичный ребенок постоянно нуждается в поддержке и стимуляции для более успешного развития и социальной адаптации.

Этого можно добиться, если семья аутичного ребенка встречает понимание своих нужд и потребностей со стороны общества и различных общественных институтов: детского сада, школы, социального окружения.

В Республике Казахстан реабилитационная помощь детям с аутизмом частично осуществляются государственными учреждениями, находящимися в ведении Министерства труда и социальной защиты, образования и науки, здравоохранения. Вместе с тем, данные институты

(2)

еще не готовы к принятию и оказанию качественной психолого-педагогической помощи детям, с аутизмом, так как их деятельность ничем не регламентирована (не разработаны стандарты психолого-коррекционной работы и медико-социального обслуживания детей с аутизмом и т.д.), они не обеспечены специально подготовленными кадрами.

Известно, что в своем наиболее характерном виде синдром раннего детского аутизма проявляется в возрасте 2,5-3 года. Между тем признаки неблагополучного развития, которое потом может проявиться ранним детским аутизмом, в большинстве случаев можно разглядеть гораздо раньше.[2]

К сожалению, из-за несовершенства системы ранней диагностики сохраняются случаи постановки диагноза на поздних сроках развития в 4-6 лет, когда пройдены сенситивные периоды созревания мозговых структур и шансы на исправление отклонений сведены до минимума.

По данным британских ученных, если диагностика осуществляется в 1,5 года, только 5%

детей имеющих существенные проблемы в дальнейшем, а 95% способны обучаться по обычным программам. [1]

Учитывая вышеизложенное, становится понятно, насколько важным является раннее установление диагноза и ранняя коррекционная помощь аутичному ребенку, которая, способствует более успешному развитию и социальной адаптации.

Методология исследования

В своем исследовании мы исходили из предположения, что проведение организованной психолого-коррекционной работы (в частности программы и среды), способствует улучшению динамики развития детей с аутистическими проявлениями, формированию функциональных навыков и дальнейшей социализации.

Работа проводилось в период с сентября 2011 по март 2012 года. В работе участвовали дети, страдающие аутизмом в возрасте 5 лет, 5,6 лет, 6 лет, мама ребенка с аутизмом, психолог, логопед, педагог-дефектолог.

Этапы исследования

Исследуемый ребенок с аутизмом 6 лет получал интенсивное обучение по 30 часов в неделю индивидуально. Работу проводили психолог, логопед, педагог-дефектолог, мама аутичного ребенка (в дошкольном учреждении по 3 часа 5 раз в неделю, в частном развивающем центре по 1 часу 5 раз в неделю, дома по 1,5 часа ежедневно). Обучение было направлено на расширение словаря, внимание, имитацию, социальное общение, подходящие возрасту самостоятельные игры и самообслуживание

Для сравнения другим детям в возрасте 5 лет, 5,6 лет, проводили обучение менее 6 часов в неделю (индивидуально). Проводили обучение два раза в неделю по 3 часа в неправительственных благотворительных организациях, где обучение было направлено на развитие тех же навыков, что и у 6 летнего ребенка.

Для всех курс обучения составлял – 6 месяцев.

(3)

Первый шаг в решении, чему учить состояло в сборе информации о ребенке (анкетирование человека, который знает ребенка лучше всего, наблюдение за ребенком дома, выполнение существующих для этого тестов).

Для определения наиболее зрелых навыков детей, навыков, которые дети учатся выполнять и навыков, которые не входят в их репертуар по каждой сфере развития, было проведено анкетирование мамы и специалиста, непосредственно работающих с данными детьми.

Результаты исследования

По результатам проверочного списка навыков для детей дошкольников с аутизмом было выявлено, что у испытуемых детей с аутизмом сформировались навыки первой группы, вследствие чего, принято решение переходить на следующий более высокий уровень навыков.

Результаты теста для диагностики раннего детского аутизма составил у 5 летнего ребенка 33 баллов, у 5.6 лет ребенка 37 баллов, у 6 летнего ребенка - 36 баллов, что соответствует мягкой или умеренной степени аутизма.

После того, как мы установили уровень детей, было выбрано 16 задач, по которым учили следующие 3-6 месяцев. Общее количество ограничено для того, чтобы обеспечить достаточно тренировки (повторения) одних и тех же упражнений. Занятия начались с 3-5 заданий и постепенно увеличивались, по мере того, как дети проявляли больше терпения и усидчивости.

Обучение новым навыкам, путем оценки успехов с помощью фиксирования данных процесса обучения, и выявления среднего показателя (формула: количество правильных реакций делим на количество выполнений и умножаем на 100%) показал следующие результаты.

п/п

Программа Ребенок

5 лет

Ребенок 5,6 лет

Ребенок 6 лет

1 Устанавливает зрительный контакт 26% 32% 44%

2 Имитирует основные движения 6% 13% 62%

3 Имитирует действия с предметами 30% 37% 84%

4 Имитация произносительных движений 0% 13% 74%

5 Части тела 0% 0% 75%

6 Предметы 0% 0% 75%

7 Узнавание знакомых людей 6% 7% 93%

8 Глаголы (команды и действия на картинках)

4% 5% 98%

9 Окружающие предметы 0% 0% 71%

(4)

10 Сопоставляет 0% 0% 100%

11 Цвета 0% 0% 10%

12 Формы и фигуры 0% 0% 10%

13 Числа 0% 0% 50%

14 Повторяет конструкцию с кубиками 0% 0% 100%

15 Копирует простые рисунки 0% 0% 95%

16 Эмоции 0% 0% 55%

Итого: средний показатель 4% 6% 68%

Таким образом, в ходе исследования была изучена степень влияния психолого- коррекционной работы направленных на создание социально-полезных навыков на положительные результаты для детей с аутизмом.

Учитывая вышеуказанное, мы видим, что средний показатель ребенка, который получал интенсивное обучение по 30 часов в неделю значительно выше и составляет 68%, чем у детей, с которыми занятия проводились по 6 часов в неделю и составляет 4% и 6%.

В результате психологической работы по преодолению поведенческих трудностей у ребенка 6 лет, было сформировано понятие ситуации занятия. Ребенок стал более усидчив, появился интерес к занятиям, объем внимания увеличился, на более продолжительное время удерживает инструкцию педагога. Понимание на обращенную речь в контексте данной ситуации, интонацию взрослого увеличился. Выполняет простую инструкцию, подкрепленную жестом.

Реагирует на слова запрета и поощрения.

При наблюдении за психическим статусом детей 5 лет и 5,6 лет, на первый план выступают нарушения в социальном взаимодействии и коммуникации, повторяющиеся, стереотипные формы поведения, интересов и деятельности. Трудности понимания обращенной речи, мышление преимущественно наглядно-действенное, внимание неустойчивое,

«избирательное», быстро пресыщается деятельностью, отвлекается.

На основании вышеперечисленного, мы видим что, наше предположение, о том, что аутизм как синдром поведенческих дефицитов и избытков, которые имеют неврологическую базу, могут меняться под воздействием специальных, тщательно спланированных, конструктивных взаимодействий с окружающими подтверждается.

Заключение

Детям с аутизмом необходима длительная помощь, целенаправленные усилия семьи, учителей, воспитателей, врачей, психологов. Постоянная психолого-коррекционная работа, направленная на создание социально-полезных навыков, дает положительные результаты для детей с аутизмом, тогда как недостаточное проведение вышеуказанной работы приводит к задержке по всем сферам развития ребенка.

(5)

Необходимо подчеркнуть, что на долю родителей выпадает наиболее трудная роль по развитию и подготовке аутичного ребенка к жизни. Успех социальной адаптации аутичного ребенка, занимающегося в коррекционной группе либо другом специальном учреждении или на дому, тесно связан с возможностью координации действий родителей, врача, психолога и педагога.

Не каждого аутичного ребенка можно вывести на уровень массовой или вспомогательной школы. Но и в случаях, когда он остается в пределах дома, труд специалистов работающих с ним и родителей будет вознагражден тем, что ребенок станет ровнее в поведении, более управляем; у него разовьется интерес к какой-либо деятельности, которая заменит бесцельное времяпрепровождение и сделает его поведение более целенаправленным, эмоционально насыщенным и контактным.

Хочется также отметить, что в настоящее время информированность общества про детский аутизм очень низка. Конечно, люди, специализирующиеся на них обладают достаточной информацией, но большинство людей мало или совсем ничего не знают про это заболевание.

Нужно информировать общество, ведь согласно современным данным, каждый пятисотый ребенок страдает аутизмом, а это немаленькие цифры.

Из выше сказанного, можно сделать вывод о том, что только развитая сеть социальной помощи может обеспечить нормальную психологическую обстановку в каждой семье, имеющей ребенка с отклонениями. В частности, это может обеспечиваться и самими родителями при объединении их в ассоциации.

Обмен опытом, контакты с людьми, имеющими аналогичные проблемы, и их моральная поддержка также позволяют родителям избавиться от чувства одиночества, безысходности и незащищенности. Семейная ситуация перестает восприниматься только в черном свете, родители начинают видеть и положительные стороны своей жизни. Это снижает остроту психологического отвержения больного ребенка и позволяет родителям ощутить радости от материнства и отцовства. Родители начинают понимать, что больной ребенок является не столько обузой, сколько источником, способствующим их духовному расцвету. Ежедневное общение с ним коренным образом меняет их мировоззрение. Они становятся гуманнее и мудрее, осознавая, что все люди имеют право на существование и любовь независимо от того, похожи они или непохожи на других, учатся они, или нет. Такое «прозрение» родителей является благом для всех – отца, матери и их ребенка – и играет решающую роль в гармонизации семейных отношений[3].

Литература

1. Депутатский запрос на имя Премьер-министра страны по проблемам детей, страдающих аутизмом от 23.06.2010 г. www.muratabenov.kz, www.muratabenov.com.

2. Никольская О. С. Баенская Е. Р. , Либлинг М. М. Аутичный ребѐнок (пути помощи). Москва.1997.

- 286 с.

3. Карвасарская И.Б. Из опыта работы с аутичными детьми - М.: Теревинф, 2003 - 70 с.

Referensi

Dokumen terkait