Черныш Н.А., канд. арх., доцент кафедры «Архитектура», ЕНУ им. Л.Н. Гумилева, Астана
ПРЕДМЕТНАЯ СРЕДА КАК ФЕНОМЕН ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА
Жизнь есть, прежде всего, сохранение, самоанализ и самовоспроизводство информации …
Г.Б. Борисовский
Термин «предметная среда» и связанное с ним понятие появилось в результате переноса на мир человека и человеческой деятельности представлений, выработанных при исследовании животных организмов. В основе соответствующего биологического понятия – «природная среда» - лежало разделение объекта изучения на «организм» и «среду», причем среда составляла природные, естественные условия жизни организма.
Предметная среда, является материальным условием человеческого существования, условием и предпосылкой его практической деятельности.
Человек не просто приспосабливается к предметной среде, но и непрерывно изменяет её своим поведением и деятельностью. Эти изменения происходят не столько стихийно, как у животных, сколько сознательно и целенаправленно.
Предметная среда должна создавать условия формирования целостного, гармоничного человека. Человек оказывается таким организмом, который по отношению к предметной среде выступает уже не как приспосабливающийся, а как производитель и творец предметности.
Предметная среда человека и человечества по необходимости является системным объектом. Она такова даже вне зависимости от того, является ли она в данный момент практически идеальной или неидеальной средой.
Вещи предметного мира могут не удовлетворять людей и человечество и как среда поведения, и как элементы деятельности. Отношение неудовлетворённости предметной средой возникают в тех случаях, когда вещи начинают ограничивать поведение и деятельность людей, создают дискомфорт и напряженность в психическом состоянии.
Поведение и деятельность людей меняется, а предметная среда остаётся прежней и входит в противоречие с новыми процессами. Проект предметной среды есть проект будущих условий жизнедеятельности человека, при этом он содержит не проекты отдельных вещей, а проект системы вещей, как условий жизни человека.
Число элементов в системе предметной среды настолько велико, что прямое оптимальное решение оказывается практически неосуществимым.
Выходом из положения является проектирование предметной среды как иерархической системы. В проектировании должно учитываться всё
богатство отношений человека к материальному, а не только материальные отношения к материальному.
Духовное отношение к вещи осуществляется в механизмах сознания, и как философско-социологическая проблема, требует построения модели человека и его сознания.
Система «человек-вещь» разрабатывается и изучается в такой сфере человеческой деятельности как дизайн. Дизайн захватывает значительно большую область объектов, нежили архитектура, его сфера – весь предметный мир человека. Дизайн, как наука даёт представление о предметном мире, его организации, тенденциях и перспективах.
История развития форм человеческой деятельности прежде всего сталкивается с двумя противоположного направленными процессами:
постоянным расщеплением и дифференциацией разных видов деятельности;
объединением и интеграцией разных видов деятельности в новые виды.
Рассматривая эти исторические процессы, можно сделать вывод, что дизайн вырастает на основе наметившегося в период Возрождения и окончательно сложившегося к концу XVIII века разделения и обособления четырёх больших сфер деятельности: науки, инженерии, искусства, архитектуры.
Несмотря на то, что дизайн начал зарождаться и впитывать в себя достижения как техники, так и науки и искусства, он сумел стать особым и самостоятельным видом деятельности, со своим специфическими задачами и средствами. В настоящее время в теории дизайна разрабатываются понятия о двух типах организованности предметного мира – визуальной и функциональной.
Визуальная организованность объединяет в себе известные качества формы предметов. Визуальной, организованность среды названа по способу восприятия.
Помимо проблемы визуализации предметной среды существует проблема её функционализации, т.е. функциональная упорядоченность существующего предметного мира.
На каждом историческом этапе социального развития, в каждую художественно-культурную эпоху существует один или несколько объединяемых категорий стиля – типов организации предметной среды, которая может быть отнесена ко всему визуально воспринимаемому. Стиль, как принцип формообразования, существует до и независимо от дизайна.
Элементы предметного мира проектируется не как вещи, а как носители формы, которые задаются стилем. Принцип формообразования – стиль, может либо конструироваться, либо стихийно складывается и существовать как этап художественного развития человечества.
Функционализация, как и визуализация опирается на свой идеал хорошо организованной вещи. Идеал этот, как правило, выступает в форме эталона- образца, находящегося на уровне мировых стандартов. Функциональная
тотальность всецело зависит от существующих представлений об удобстве и целесообразности.
Материальный мир человека – не столько физический и природный, сколько социальный, одухотворённый и идеологический. Дизайнерская идеология зиждется на утверждении единства формы и функции. В тоже время проект формы может быть не связан с проблемой реализации его в техническом материале. Форма для дизайнера является объектом профессиональной деятельности.
Дизайн в качестве социальной структуры трактуется как продукт творческой деятельности, как искусственно созданная конструкция. Анализ дизайна исходит из многих, весьма разнородных наук и объединяет входящие в них различные знания – философии и методологии, социологии и эстетики, инженерной технологии и экономики, общей технологии и системотехники, информатики и теории организации производства.
В современном проектировании можно выделить два типа дизайна:
существующий «штучный» дизайн, и дизайн будущего – как всеобщее, тотальное проектирование предметной среды. Дизайн существует одновременно в двух измерениях, в двух мирах – в области чистого искусства и в области техники. Соответственно и язык понятий делится на две группы. Первую можно обозначить как «художественную» - фундаментальную для всех искусств и архитектуры. «Техническая»
представляет собой перевод абстрактных и отвлеченных понятий на практический язык. Вещественное окружение человека – мебель, посуда и т.д. – представляет собой хранилище информации, передаваемой через тысячелетия.
Категория «визуального» выделяется в современном искусстве и дизайне в самостоятельное понятие, характеризующее высокую меру зрительной информативности и коммуникативности произведений. Среда в её новой пространственной интерпретации предполагает прежде всего комфортность общения, а также комфортность эмоционального и интеллектуального состояния человека. Визуальная информация всеобща, поскольку представляет собой важный источник чувственно-образного познания мира, язык мировой культуры.
В системе культуры архитектура вместе с дизайном занимает место на стыке материальной и духовной культуры. Архитектура входит в каждую из этих сфер – она удовлетворяет как материальные, так и духовные потребности общества и человека; в то же время как деятельность она обладает интегрирующим, синтетическим характером, который специфичен для художественной деятельности и художественной культуры.[4]
Осваиваемая и творимая человеком окружающая среда в каждой фазе этого сложного процесса точно отражает действительность, включая и существующие понятия о красоте. При этом следует учитывать, что форма каждого продукта человеческого труда зависит не только от процесса производства и цели его использования. Человек всегда старался и старается привнести в свое творение что-то из своего мироощущения, свои мысли и
чувства. Таким образом, созданная человеком материальная среда приобретает эстетические качества. [3]
Объекты архитектуры и дизайна складываются в структурную основу предметно-пространственной среды. Форма объектов предметно- пространственной среды выражает способ его организации и способ существования в контекстах среды и культуры. Форма выступает как материальное воплощение информации, существенной для практической деятельности и духовной жизни людей.[4] Причины и закономерности изменения форм, а также идеалов красоты, исследует эстетика.
Связь человека с окружающим его внешним миром отражается в психике человека с помощью двух процессов – ощущения и восприятия, выступающих в единстве. При этом ведущим процессом в осуществлении связи человека с окружающей средой является восприятие. [7] Восприятием называется процесс непосредственного отражения объектов и событий окружающего мира нашими чувствами, ведущий к созданию ценностных чувственных образов.[2]
Воспринимаемая чувствами окружающая среда влияет на эмоции и определяет вид поведения. Оценка воспринимаемой информации без определенной эмоциональной окраски для человека почти невозможна.
Эмоциональная реакция тесно связана со смысловой, культурной, художественной оценкой произведения зодчества, той среды, в которой оно воспринимается и переживается. Термин эмоция восходит к французскому
“emotion” и латинскому “emoveo”, что означает, потрясаю, волную. [8]
Архитектурная организация окружающего человека пространства должна возбуждать те эмоции, которые стимулируют приспособление к деятельности, для которой данное пространство предназначено.
Зрительное восприятие вовлекает многочисленные источники информации помимо тех, которые воспринимаются глазом. В процесс непосредственного восприятия, включаются и знания об объекте, полученные из прошлого опыта. Реальный процесс восприятия архитектуры представляет собой некое подобие «исследования», При взгляде на здание зритель неосознанно анализирует его форму.[6]
Эмоционально-психическая реакция человека, вызванная восприятием информации от конкретной архитектурно-пространственной среды – результат сложного внутреннего синтеза, производимого мозгом на основе анализа поступающей информации при использовании хранимых памятью данных.
Как известно отражение материального мира невозможно без связи или обмена информацией. В самом общем случае информация – это отраженное разнообразие. Значение информации огромно. Подобно радиостанции, каждое существо излучает информацию и подобно радиоприемнику, каждое существо принимает информацию. Информация является таким же свойством материи, как пространство, время, движение. [5]
Человеческая зрительная система не только приспособлена к восприятию всего многообразия окружающей нас пространственной среды, но и имеет свойства хорошо отработанной системы передачи информации.
В теории информации выделяют два основных вида информации – логическую и эстетическую. Логическая информация оперирует количественными показателями, эстетическая – показателями качествами.
Это их фундаментальное отличие.
Поиск качественного аспекта информации заключается в учете природы элементов, объединенных в множество. Он связан с изучением качественного определения множества, или, другими словами, качественного многообразия материи. Качественным аспектом информации занимается теория кодирования и декодирования информации. [2]
С позиций логической информации значение слов, цифр, формул, символов и т.д. не меняется в зависимости от того, кто и когда их произвёл.
Количество бит (единица измерения информации) остается неизменными.
Логическая информация обращена к рассудку человека, эстетическая – к чувству.
Эстетическая информация – это то количество сведений, которое необходимо для получения полного представления об эстетическом своеобразии той или другой пространственной формы. Именно эстетическая информация позволяет выразить едва заметные нюансы, всю сложность мысли, её многозначность. В эстетической информации могут быть заключены все оттенки и степени неопределенности и вероятностей, которые в синтезе с определенностью и ясностью выражают в искусстве всю глубину явления или мысли.
Человек может принимать информацию, со скоростью 16 бит/сек, при способности к кратковременному запоминанию – около 60 бит.
Максимальное число одинаковых элементов, которое человек в состоянии воспринять одновременно, без пересчета, в психологии называется «объёмом восприятия». Эстетическое удовлетворение связано с получением потока зрительной информации примерно такой величины. Превышение величины потока приводит к тому, что форма воспринимаемого объекта кажется слишком сложной, если количество информации существенно ниже этого уровня, объект не вызывает эстетического интереса.
Интерес является основной положительной, фундаментальной эмоцией, стимулируемой архитектурной организацией пространства. Чтобы быть эмоциональной, архитектура, прежде всего, должна возбуждать интерес.
Недостаток зрительной информации болезненно переносится человеком и даже опасен для психического здоровья. Недозагрузка восприятия – сенсорная депривация сопровождается раздражительностью, повышенной утомляемостью, расстройством сна.
В процессе восприятия, в формировании эмоционально окрашенных образов и представлений разнородные характеристики чувственно воспринимаемого архитектурного окружения: линейные, цветовые, пластические, пространственные – сплавляются, синтезируются в целое.
Целостность – важнейшее свойство человеческого восприятия. Чтобы восприниматься как художественно-эстетическая целостность, архитектурно- пространственная форма должна обладать активно выраженной структурой, т.е. строится на основе определённых способов связи воспринимаемых элементов.
Любая пространственная форма имеет, по крайней мере, два возможных аспекта информативного раскрытия; семантический и эстетический.
Архитектура как великое искусство имеет свой собственный только ей присущий язык – это даёт основание говорить об архитектурной семантике.
Семантическая информация архитектурной формы в первую очередь раскрывает её логическое, материальное и смысловое содержание.
Восприятие семантической информации от окружающей пространственной среды помогает человеку ориентироваться в ней и предопределяет её дальнейшую эмоционально-эстетическую реакцию.
Эстетическая информация пространственной архитектурной формы отражает её эстетическую индивидуальность и связана с общей объёмно- планировочной композицией, силуэтом, пропорциональным строем, ритмом, пластикой формы, колоритом. Если содержащаяся в определённой пространственной форме семантическая информация может быть полностью воспринята в памяти, то её эстетическая сущность по богатству содержания намного превышает пропускную способность воспринимающей системы человека. [4]
Все материальные системы (в том числе и предметную среду) можно рассматривать как некоторые множества, закодированные на своём языке.
Отсюда следует, что такие свойства организованной материи, как строение, структура, тесно связаны с кодом передаваемой и воспринимаемой информации. Человеческий глаз, исключительно чувствительный прибор, непрерывно снабжает мозг информацией, кодирующейся в нервную активность.
Информативность объекта непосредственно связана со сложностью архитектурной формы. И в этом смысле информативность объекта не меняется во времени и не зависит от социо-культурного фона. Она представляет собой объективную характеристику облика сооружения.
Литература
1. Арнхейм Р. Динамика архитектурных форм. – М.: Стройиздат, 1984. – 192 с.: ил.
2. Борисовский Г.Б. Эстетика и стандарт. – М.: Издательство стандартов, 1989. – 192 с.: ил.
3. Грубе Г.-Р., Кучмар А. Путеводитель по архитектурным формам. – М.:
Стройиздат, 1995. – 216 с.: ил.
4. Забельшанский Г.Б. и др. Архитектура и эмоциональный мир человека.
– М.: Стройиздат, 1985. – 208 с.: ил.
5. Иконников А.В. Функция, форма, образ в архитектуре. – М.:
Стройиздат, 1986. – 288 с.: ил.
6. Кучмар А. Основы архитектурного формообразования. – М.:
Стройиздат, 1984. – 224с.: ил.
7. Страутманис И.А. Информативно-эмоциональный потенциал архитектуры. – М.: Сройиздат, 1978. – 119 с.: ил.
8. Тиц А.А., Воробьёва Е.В. Пластический язык архитектуры.- М.:
Стройиздат, 1986. – 312 с.: ил.
9. Беляева Н.М. Светоцветовая среда: применение системного анализа. //
Техническая эстетика. №10, 1989.
10. Визуализация - актуальная проблема современной культуры. //
Техническая эстетика, №12. 1983.
11. Монахова Л.П. О современной концепции пространства. // Техническая эстетика, №11, 1982.
12. Теоретические и методические исследования в дизайне. – М:
Издательство Шк. Культ. Полит., 2004, - 372с.