общенациональная ежедневная газета
№ 87-88 (27361-27362) 8.03.2013
Гадильбек Шалахметов
«Сорок октав ноосферы»
или «В.И. Вернадскому – 150 лет»
На нашей планете немного людей, которые могли бы предсказать человечеству его судьбу. Мыслители Востока и Запада, опираясь на свои, присущие своему времени, непростые изыскания старались ответить на главный вопрос – грозит ли человечеству гибель (а об этом заявили в 1989 году многие философы-публицисты) или же оно придет к своему расцвету.
Наши предки – в X веке великий мыслитель, «второй учитель» Востока Аль-Фараби, а в ХХ веке – в Баян-Аульском крае Машхур Жусуп отвергли гибель человечества.
Из всех крупнейших ученых нашего времени, пожалуй, только Владимиру Ивановичу Вернадскому, 150-летие которого в эти дни будет отмечать человечество, удалось достойно ответить на этот вопрос.
Недаром в известных энциклопедиях отмечается, что «Идеи Вернадского сыграли выдающуюся роль в становлении современной научной картины мира. В
целостного учения о биосфере, живом веществе (организующем зеленую оболочку) и эволюция биосферы в ноосферу, в которой человеческий разум и деятельность, научная мысль становится определяющим фактором развития».
А вы спросите, какое отношение к Казахстану имел В.И. Вернадский, первый президент Академии наук Украины, действительный член Академии наук СССР?
Замечательный русский поэт Леонид Мартынов, благословивший Олжаса Сулейменова, написал такие стихи:
«Чем знаменито Боровое, Зимой сибирски-меховое Под белоснежной пеленой, Живоцветущее весной Своею горной тишиной, Смиряющее летний зной, Огнистый, среднеазиатский?
Тем знаменито Боровое, Что там во время буревое, Туда закинутый войной Жил мудрый аксакал Вернадский».
Это была идея Вернадского – эвакуировать в 1941 году основой состав Президиума АН СССР, не в Томск, а в Боровое.
Была и еще одна мысль, но о ней позже.
Там, в Боровом он дописывает свою книгу «Биосфера». Вот эти строки: «…
Мы должны на каждом шагу считаться во всех наших построениях с теми изучениями передачи состояний, которые являются для нас формами энергии. В зависимости от формы излучений, в частности от длины их волн, они будут нам проявляться как свет, теплота, электричество – будут различным образом менять материальную среду, нашу планету и тела, ее составляющие.
Огромна область таких излучений. Она охватывает сейчас около сорока октав.
И лишь одной октавой является видимая часть солнечного спектра».
Не удержусь, чтобы не сказать, - эти слова Вернадского очень современны, я думаю, что они могли бы стать эпиграфом к международной выставке в Астане
«ЭКСПО-2017» - «Энергия будущего».
И у нас же в Боровом он начинает книгу «Ноосфера», кстати подписанную:
«22 июля Боровое – 15 декабря 1943 г., Москва».
А заканчивается она пророческими строками: «Мы входим в ноосферу. Мы вступаем в нее в грозное время, в эпоху разрушительной мировой войны. Но важен для нас факт, что идеалы нашей демократии идут в унисон со стихийным геологическим процессом, законами природы, отвечают ноосфере. Можно смотреть поэтому, на наше будущее уверенно.
Оно в наших руках. Мы его не выпустим».
Постепенно, это непривычное слово «ноосфера» входит в лексикон наших ученых и политиков. Так, например, в книге сенатора Ахметова А.К. «Код Евразии», опубликован проект «Ноосферной Конституции», оглашенный в прошлом году нашей делегацией на конференции ООН «Рио+20» в Бразилии, а участник этой конференции, сенатор Башмаков А.Г. опубликовал недавно в
«Казахстанской правде» продолжение – статью «Феномен Назарбаева – пассионарный импульс цивилизационного кода Евразии».
Но вернемся в годы войны, в Боровое. Сохранилась редкая переписка К.И.
Сатпаева и В.И. Вернадского, который рекомендовал тогдашнему президенту АН СССР, своему другу В.Л. Комарову, геолога Сатпаева будущим президентом АН КазССР. На эту должность претендентов было много, но ответ Вернадского был один: «Только Сатпаев». Великий Вернадский обладал даром предвидения на расстоянии и прекрасным знатоком людей.
В том же 1943 году Каныш Имантаевич писал в «Правде»: «Все колоссальные запасы недр Казахстана поставлены сейчас на оборону Родины.
Каждые девять из десяти пуль, разящих фашистских оккупантов, отливаются из свинца, добытого в Казахстане. Больше половины танков и самоходных орудий одеты в броню, в которую вплавлен казахстанский молибден. Свыше одной трети гильз для патронов и снарядов, аппаратуры для связи в действующей армии создано из сплавов казахстанской меди».
Каныша Имантаевича Сатпаева избрали первым президентом АН КазССР в июле 1946 года, когда уже В.И. Вернадского не стало.
Но еще раньше, там же в Боровом скончалась его супруга Наталия Егоровна. Они прожили вместе почти 60 лет.
Дочь Нина так тепло и искренне вспоминает о матери:
«Она была гением, хранителем, его совестью. Помню их споры, когда она настаивала, чтобы он ни в чем не уступал, если что-нибудь было против его совести и чтобы он думал о людях, которых встречал на пути. Она была совершенно необыкновенная женщина, громадной силой духа и любви».
Владимир Иванович и Наталия Егоровна, поскольку академику часто приходилось бывать за границей, писали друг другу письма. Огромный том их переписки, изданный «Академкнигой» советую прочесть нашим молодым семьям.
Так закладывается и выстраивается огромный замок совместной жизни.
В конце девяностых годов прошлого века, создавая Межгосударственную телерадиокомпанию «Мир» в Москве и занимаясь творчеством Вернадского, мне захотелось увидеть в Боровом, где похоронена жена великого ученого.
И мне помогла Амина-апай Турсынбаева, создатель и хранитель музея Аблайхана и Вернадского в Боровом. И когда я спросил ее: «Почему Вы соединили эти два имени?», Амина-апай ответила не задумываясь: «Вернадский – это Аблай-хан советской науки. Я сама из рода Аблай-хана. А мы своих помним и никогда не позволим их забыть и в обиду никому не дадим». Мы пошли на старинное кладбище Борового. Там в тени берез и чинар спряталось небольшое поминальное надгробие…
Вот так и вышло. Супруга в березовой роще в Боровом. Муж – торжественно похоронен в почетном мемориале в Москве. Я думаю, что память о Вернадских навсегда соединяет Казахстан и Россию, строящих сегодня только равноправные и добрые отношения, соблюдая принципы независимости и суверенитета.
Молодые люди, граждане нашей родины! 12 марта, когда будет отмечаться 150-летие В.И. Вернадского, великого ученого с мировой славой возьмите букетик цветов и положите его на могилу Натальи Егоровны в Боровом. Спасибо
Вам! И закончить эту статью хочу переводом стихотворения знаменитого казахского поэта Мукагали Макатаева «Есіңе мені алғайсын»- «Вы вспоминайте обо мне»:
Нұр жауып тұрған көктемде, Гүл тере барсаң бөктерге, Қоңыраулатқан аспанды Найзагай шаншып өткенде, Есіңе мені алғайсың
Тұнжырап тұрған орманға, Тұнжырап жалғыз барғанда.
Мен бар деп мына жалғанда, Жоқ деген сөзге алданба.
Есіңе мені алғайсың!
Жапырақ жанып жатқанда, Күз келген күрең шақтарда, Ағаштар мұңға батқанда Есіңе мені алғайсың!
Ақ қырау тұрған ақпанда, Ағаштар сырға таққанда, Бозарып тұрып ақ таңда, Есіңе мені алғайсың, Есіңе мені алғайсың!
Весной, когда грохочет гром, И ливень просится в ваш дом, И молний отсвет – на окне, И обновление кругом … Вы вспоминайте обо мне!
И в пору летних облаков, В тиши полей, в тени лесов, В жару, с собой наедине, Задумчиво, без лишних слов Вы вспоминайте обо мне!
И в осень спелую, когда Налиты яблоки в садах, И ясность горькая в вине, И травы желтые – в горах, Вы вспоминайте обо мне!
Морозным утром в январе, Когда деревья в серебре, И, собираясь в дальний путь, Стоит повозка во дворе – Вы вспоминайте обо мне, Не дайте памяти заснуть!