• Tidak ada hasil yang ditemukan

УДК Шерова Г

N/A
N/A
Protected

Academic year: 2024

Membagikan "УДК Шерова Г"

Copied!
2
0
0

Teks penuh

(1)

УДК 330.35(574.3) Шерова Г.К. – студент КарГТУ (гр.УА-05-2) Научн. рук. – к.э.н., доцент Кошебаева Г.К.

ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ТЕОРИИ КЛАСТЕРОВ

Впервые понятие кластера было использовано при анализе торговли на национальном уровне. Лимер в своѐм исследовании торговли (1984 г.) обнаружил кластер товаров с высоким уровнем коррелированного экспорта.

Еще ряд французских авторов (Толенадо, 1978 г., Солье, 1980 г. и др.) использовали понятие «фильеры» для описания групп технологически связанных секторов. Формирование фильеров объяснялось зависимостью одного сектора от другого по технологическому уровню. Таким образом, фильеры выступили предвестником более широкого понятия – кластеров, подчеркивая, по крайней мере, одну из причин их возникновения – необходимость создания технологических связей между отраслями и секторами экономики для реализации их потенциальных преимуществ. Кластерный подход присутствует также в публикациях шведских авторов. Дахмен (1950 г., 1988 г.), развивая тезис о «блоках развития», подчеркивал важность связи между способностью одного сектора развиваться и одновременно обеспечивать процесс в другом. В своих примерах Дахмен отмечал этапы, которые он называл «вертикали действий»; в пределах данной конкретной отрасли и подчеркивал важность связей между отраслями для завоевания конкурентного преимущества.[1]

В настоящее время начинает широко осознаваться важное значение кластеров в конкурентной борьбе. Понимание их роли требует встраивания кластеров в расширенную, динамическую теорию конкуренции, стабильной эффективности и инновации.

Кластеры представляют собой сложную организационную форму, центр влияния на конкурентную борьбу. Состояние кластеров позволяет оценивать производительный потенциал экономики и факторы, сдерживающие еѐ дальнейшее развитие.

Широкое внедрение кластера в современную постиндустриальную экономику ввел М.Портер, идеи которого вдохновили на создание национальных инициатив по конкурентоспособности и программ более чем в 12 странах Европы. М.Портер изучил более 100 отраслей различных стран мира и пришел к выводу, что сотрудничающие, взаимодополняемые группы компаний, сопутствующих отраслей и институтов могут повысить национальную и региональную конкурентоспособность на мировом рынке.

Наряду с этим, он, исследуя конкурентоспособность различных фирм, обратил внимание, что высококонкурентные фирмы одной отрасли не бессистемно разбросаны по разным территориям, а имеют свойство концентрироваться в определенных территориальных рамках (город, район).

По М.Портеру, кластер – это группа близкорасположенных и связанных между собой предприятий и сопутствующих им организаций, работающих в

(2)

определенной отрасли, объединенных и дополняющих друг друга. Кластер может охватывать район, штат или даже один город с захватом близлежащего города или соседних стран.[2]

При этом кластер – это не холдинговая структура и не ассоциация компаний, которые объединяют компании в регионе. Кластер – это не технопарк и не бизнес-инкубатор, не промышленный парк и не особые экономические зоны (ОЭЗ). Вместе с тем кластер – это бывший территориальный производственный комплекс или научно-производственное объединение. Но все элементы инфраструктуры, доставшейся нам от советского времени, или новые элементы инфраструктуры могут быть частью кластеров, потому что в экономической литературе «кластер» определяется как индустриальный комплекс, сформированный на определенной территории, ядром которой является одно или ограниченное число ведущих производств, связанных технологической , и в первую очередь организационной цепочкой.

Особенностью кластерной политики является большое различие между кластерами не только в разных отраслях, но и в пределах одной отрасли, но в разных регионах. Сложность кластерной политики заключается в том, что она существует на разных уровнях и должна состоять из скоординированных действий властей. Следующая ключевая проблема кластерной политики:

кластер существует на уровне региона, однако часто это независимые компании. Задача кластерной политики в этом случае стимулировать их к сотрудничеству.

Важнейшим элементом кластерного принципа развития региона является установление постоянного диалога всех участников процесса – малых и крупных предприятий, соответствующих властных структур, сервисных и научно-исследовательских организаций, системы профессионально- технического образования. Этот подход представляет большие возможности как для повышения конкурентоспособности местного бизнеса, так и для повышения эффективности экономической политики региональной власти.

В частности, в Карагандинской области сложились объективные предпосылки для создания и развития отраслевого кластера в черной и цветной металлургии.

Основными хозяйствующими субъектами этого сектора являются крупные компании – АО «Миттал Стил Темиртау» и ТОО «Корпорация «Казахмыс».

Кроме черной металлургии и цветной отрасли горно-металлургического комплекса область располагает 89 действующими машиностроительными предприятиями , часть из которых может быть подразделениями этих кластерообразующих компаний.[3]

Литература

1. Шалабекова, А.Л. Применение кластеров в управлении экономикой // Аль Пари.- 2005.-№3.-С.54-55.

2. Портер, М.Э. Конкуренция.: Пер. с англ.- М.: Издательский дом «Вильямс», 2005.- 608с.

3. Рахимбекова, С.Т. Кластерный путь развития региональной экономики // Индустрия Казахстана.-2005.- окт.-С.7-10.

Referensi

Dokumen terkait