• Tidak ada hasil yang ditemukan

ЭТНОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ИНСТИТУТА СЕМЬИ (НА ПРИМЕРЕ КАЗАХСКОГО И ЯПОНСКОГО НАРОДОВ)

N/A
N/A
Protected

Academic year: 2023

Membagikan "ЭТНОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ИНСТИТУТА СЕМЬИ (НА ПРИМЕРЕ КАЗАХСКОГО И ЯПОНСКОГО НАРОДОВ)"

Copied!
4
0
0

Teks penuh

(1)

ЭТНОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ИНСТИТУТА СЕМЬИ (НА ПРИМЕРЕ КАЗАХСКОГО И ЯПОНСКОГО НАРОДОВ)

Султанова Акерке Мейрамбековна 232

(2)

Студент 2 курса, ЕНУ им. Л.Н.Гумилева, г. Астана Научный руководитель – Утеулиева Г.К.

У Конфуция есть такое высказывание: «Государство – это большая семья, а семья – это маленькое государство».

Институт семьи рассматривался в различных научных аспектах. Существуют различные дефиниции понятий «семья», «брак».

Согласно толковому словарю С.И.Ожегова: семья – это группа живущих вместе близких родственников. [1]

Брак – семейные супружеские отношения между мужчиной и женщиной. [1]

Проблемами семьи занимаются различные научные направления, такие социология семьи – отрасль науки, изучающая семью; этническая социология – наука, исследующая институт семьи в рамках развития и функционирования этнических групп. В рамках психологии народов (этнопсихологии), предметом которого являются особенности психического склада различных рас и народов, семья также может быть предметом исследования.

Культурологический аспект исследования данного института обращает внимание на национально-культурные корни своего народа. Научные исследования института семьи могут служить для решения таких актуальнейших проблем современного общества в области брака и семьи, как рост числа разводов, низкое количество браков и падение рождаемости, малодетность, воспитание в неполных семьях, сиротство и др.

В данной работе сделана попытка сравнительного анализа института семьи казахского и японского народов. Есть определенные сходства и различия между этими двумя народами.

Современный суверенный Казахстан переживает период своего национального возрождения. Возрастающий интерес к истории своего народа, к своей национальной культуре, к истокам формирования этноса и его эволюции в системе общемировой цивилизации – реалии, характерные для всего постсоветского пространства на рубеже веков, называемого отдельными исследователями временем «взбунтовавшейся этничности» или

«нового национального возрождения». Этот процесс в полной мере относится и к казахскому этносу, поскольку ранее имело место сознательное изживание и уничтожение культурных традиций на протяжении всего двадцатого века. За семидесятилетний советский период в Казахстане боролись с традициями как с «пережитками прошлого». Однако никакие общественно-политические процессы не смогли «затушевать» этническую индивидуальность и национальное самовыражение казахского этноса.

Среди работ казахстанских ученых, посвященных вопросам семьи, особо выделяются труды Х.А.Аргынбаева. Его докторская диссертация «Семья и брак у казахов» посвящена истории становления и развития казахской семьи и брака у казахов в разные исторические периоды. Особенно это касается вопросов о формах заключения брака, свадьбе и свадебных обрядах.[2]

Среди японских ученых, исследующих вопросы семьи, следует назвать Т.Эндо и Ч.Накаучи. По их мнению, семья – это главный источник самопознания, социализации, нравственного становления личности. Этой точки зрения придерживаются большинство родителей в Японии. Во время массового опроса около 64% родителей утверждали, что им принадлежит главная роль в воспитании ребенка; остальные респонденты сочли, что воспитание должно быть полностью делом семьи.[3]

В научной сфере существует предположение, что японский язык, также как и казахский, принадлежит к алтайской языковой семье. Алтайская семья включает следующие ветви:

-тюркские языки, -

монгольские языки, -тунгусо- маньчжурские языки, -

корейский язык,

233

(3)

-японо-рюкюские языки.[4] Япония и Казахстан относятся к восточным странам, с присущей им особой восточной

культурой и менталитетом. Отсюда схожее отношение к семье, к семейным устоям. Здесь стоит обратить внимание устройство семьи в древности как у японцев, так и у казахов.

Древняя японская семья именовалась «удзи» - некоторые считают, что это слово первоначально обозначало то же самое, что современный термин «ути», то есть «дом» или

«внутреннее пространство», но уже с очень давних времен употреблялось и в смысле деревни или небольшого города; в Японии до сих пор встречаются общины, все члены которых носят одну и ту же фамилию.

У казахов существует понятие «ру», обозначающий принадлежность к определенной группе, так называемому роду. «Ру» ведет свое происхождение от одного предка в седьмом колене и ранее. Генеалогия происхождения называется «Жеті ата» или «Семь поколений».

Казахи толкуют его очень широко. Все потомки одного деда до седьмого колена считаются близкими родственниками. А потому древний обычай требует знать предков и запрещает браки внутри одного рода.

Говоря о семье, стоит уделить внимание роли женщины в японском и казахском обществах. У казахского народа существует особое отношение к девочкам в семье. Казахи говорят: «Қыз – жат жҧ рттық», «Қыз - қонақ». Как и у казахов, у японцев дочери, которым, как правило, пердстояло быть отданными замуж в другие семьи, имели к домашнему культу своих родителей лишь временное отношение.

Согласно представлениям древних японцев, дарителем жизни был отец, а не мать, творческое начало исходило от мужчины, что доказывает происхождение богини солнца Аматэрасу. – главного божества согласно национальной религии синто. Она, согласно древнему своду мифов – «Кодзики», было рождена из капель воды, которые стекли из левого глаза бога Идзанаги.

У всех народов особую роль играют мужчины, который считался главой семьи, продолжателем рода. Например, казахи испокон веков ведут родословную – шежіре. Если нет сына, считается, что на этом род заканчивается.

И поэтому необходимо было иметь продолжателя рода, которым является сын. Но в отличие от казахской семьи, в японской семье существует понятие приемного сына, которым, как правило, становится муж старшей дочери. Он принимает вместе с фамилией жены, также полностью все права на имущество, т.е. становится наследником семьи жены. Но положение принятого в семью зятя крайне уязвимо, как о том свидетельствует старая японская пословица:

«Если есть у тебя хоть три чашки рисовых отрубей, не ходи в примаки».

У казахов есть схожее понятие «кҥшік-кҥйеу». Так же как и в японской семье, зять живет с родителями жены.

Главная миссия любого родителя – воспитать ЧЕЛОВЕКА, достойного гражданина своей страны. У всех народов разный подход к воспитанию детей, который более или мене подходит менталитету этого народа. В японских семьях период «вседозволенности» у малыша продолжает всего до 5 лет. До этого возраста японцы обращаются с ребенком, «как с королем», с 5 до 15 лет – «как с рабом», а после 15 – «как с равным». Считается, что пятнадцатилетний подросток – это уже взрослый человек, который четко знает свои обязанности и безукоризненно подчиняется правилам. В этом заключается парадокс японского воспитания: из ребенка, которому в детстве разрешали все, вырастет дисциплинированный и законопослушный гражданин.

У казахов воспитанию детей внимание уделялось с пеленок. Недаром говорят

«хочешь стать народом, исправь колыбель». Детей учили с детства традициям и быту своего народа, учили быть честными, мужественными, храбрыми, добросовестными. Пословица

«Балаға байқап сӛйлесен, ақылына кӛнер» говорит о том, что детей воспитывали не с помощью плетки, а старались объяснить, что хорошо, а что плохо.

В заключение хотелось бы сказать, что семья в моем понимании – это своего рода маленькая крепость, в котором можно найти уют и защита. Ведь какая бы ни была нация,

234

(4)

или культура, главная задача семьи – это сохранить счастье и благополучие и воспитать достойных детей, преемников наследия семьи и своего народа.

Литература 1.Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М.:

1987.

2. http://dakazan.ru/2011-03-01/cennosti-i-tradicii-sovremennojj-kazakhskojj-semi/

3. http://www.prosv.ru/ebooks/dgur/5.html

4. http://www.languages-study.com/japanese.html

Referensi

Dokumen terkait

Срок действия соглашения составляет 5 пять лет, по истечению которого он может быть продлен по инициативе одной из Сторон на последующие пять лет путем подписания Дополнительного