А.Х. ГАЛИЕВА, А.С. БАКТЫМБЕТ, Т.К. МУКАНОВА СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ В
ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ
Мировой опыт показывает, что восстановление, стабилизация и последующее развитие экономики страны зависят в определенной мере от конкурентоспособности конкретных товаропроизводителей, их продукции. Задачи формирования национальных производительных сил связаны, прежде всего, с их диверсификацией, с тем, чтобы структура экономики в большей мере обеспечивала экономическую самостоятельность и безопасность. В этом плане оправданы намерения по созданию собственных мощностей по выпуску продукции, поставлявшейся ранее из других стран, также как и задачи по самообеспечению продовольствием, топливно-энергетическими ресурсами и другие меры, вписывающиеся в линию на импортозамещение. Но курс на импортозамещение, на первый взгляд, безусловно, соответствующий национальным интересам, в конечном счете, приводит к ослаблению внешней зави-симости. Об этом говорит практика развивающихся стран, которая, собственно, и дала термин
«импортозамещающая стратегия» 1.
Оценивая место импортозамещающей стратегии в индустриа- лизации развивающихся стран, важно отметить, что она успешнее всего осуществляется на ранних этапах постколониального становления национальной экономики на фоне очень низкого уровня потребления основных слоев населения. Бедность, привычка к традиционно ограниченному набору товаров первой необходимости, к тому же местного производства, скудной
«потребительской корзине», отсутствие права на сравнение и выбор в сочетании со слабостью «демонстрационного эффекта» дает правительству определенную свободу действий. Намного сложнее ограничить поступление в страну иностранных потребительских товаров, после того как население в той или иной степени привыкло к ним. Это неизбежно ведет к расцвету черного рынка, контрабанде, теневой экономике. Глобализация мирового хозяйства при активной роли ТНК существенно усиливает
«демонстрационный эффект», обостряя тем самым социальную напряженность в случае позднего импортозамещения.
Стратегия импортозамещения в Мексике и Бразилии в своем развитии прошла две фазы: «легкую» и «тяжелую». В первой фазе –
«легкой» – в основном стимулировалось внутреннее производство потребительских товаров. Во второй фазе – «тяжелой» – усилия правительств данных стран были направлены в сторону товаров производственного назначения, прежде всего оборудования.
Основной объем импортозамещения в этих странах приходится на 50-60-е годы. Эта стратегия развертывалась на основе концепции, созданной работами Р. Пребиша и других ученых, группировавшихся вокруг экономической концепции ООН для Латинской Америки. Согласно этой концепции, спрос на продукты первичного сектора развивающихся стран (сырье и продовольствие) обладает низкой эластичностью по доходу в отличие от высокоэластичного спроса на промышленные товары развитых стран. Поэтому в долгосрочном плане развивающиеся страны неизбежно столкнутся с ухудшением условий обмена.
Мексика. Первая фаза импортозамещения в Мексике проводилась в 1940-1954 гг. На данной фазе осуществлялась ускоренная замена импортных товаров краткосрочного пользования отечест-венными товарами. Государство поддерживало отечественные предприятия, проводя активную протекционистскую политику и предоставляло вновь создаваемым предприятиям легкой, пищевой и химической промышленности, а также промышленности строительных материалов и металлообработки налоговые льготы (до 40% от налога на доходы корпорации). В послевоенный период были введены высокие таможенные барьеры для импорта конечных потребительских товаров и одновременно освобожден от таможенных пошлин ввоз сырья, машин и оборудования для новых предприятий обрабатывающей промышленности 2.
Вторая фаза импортозамещения в Мексике осуществлялась в 1954-1970 гг. Замена импорта распространялась на промежуточные товары производственного назначения, средства производства и товары длительного пользования. В этот период индустриализация обеспечивается ростом частных инвестиций. Однако государство сохраняет решающую роль в создании условий для функционирования частного сектора. В этот период, в результате несбалансированного роста государственных расходов
увеличивается инфляция, правительство проводит жесткую бюджетную и денежную политику 3.
Бразилия. Первая фаза импортозамещения в Бразилии началась в 40-е годы с замещения импорта товаров краткосрочного пользования (одежды, обуви, продуктов питания). В 1956-1961 гг.
ускорилось развитие отраслей, выпускающих средства производства и бытовые товары длительного пользования. В этот период были введены автосборочные, судостроительные, машиностроительные, металлургические, нефтеперерабатывающие, целлюлозно-бумажные предприятия.
Для формирования устойчивого спроса на товары длительного пользования правительство Бразилии предприняло меры по созданию системы дешевого потребительского кредита для средних слоев. В результате этого в 1969-1973 гг. стал бум в отраслях, производящих товары длительного пользования, и в индивидуаль- ном строительстве элитного жилья. Среднегодовые темпы экономического роста составляли в этот период 10%, а в производстве (автомашины и бытовые приборы) они достигали 22%. Производство машин и оборудования увеличилось на 22,5% в год, промежуточных товаров - на 15,5%. Достаточно высокими темпами рос и выпуск товаров краткосрочного пользования (12,3%
в год). Норма инвестиций в бразильской экономике увеличилась с 17,6% в 1967 г. до 24,45% ВВП в 1972 г. 4.
Одновременно государство осуществляло крупные инвестиции в нефтяную промышленность, электроэнергетику, строительство автомобильных дорог, транспорт и связь.
Вместе с этим иностранный капитал сыграл важную роль в индустриализации Бразилии. Благодаря транснациональным корпорациям (ТНК) в 50-е годы были созданы все бразильские автосборочные предприятия, а на последующем этапе государство максимально либерализовало доступ иностранного капитала во все отрасли обрабатывающей промышленности. В конце 60-х-начале 70-х годов ТНК стали главным агентом промышленного бума в производстве товаров длительного пользования. Государство активно привлекало ТНК к участию в крупных инвестиционных проектах с длительным сроком окупаемости, прежде всего в нефтехимической и электроэнергетической промышленности.
По исходному сценарию и со сходными результатами реализовалась модель импортозамещающей индустриализации и во
всех других регионах развивающегося мира. Промышленные мощности, создававшиеся во второй фазе импортозамещения, зачастую не только уступали оптимальным, но и использовались с недогрузкой. Даже в наиболее крупных развивающихся странах платежеспособный спрос на множество промышленных товаров, производство которых осваивалось на этом этапе индустриализации, с лихвой покрывался продукцией одного- единственного или всего нескольких предприятий. Последние же для получения высоких прибылей при низких товарооборотах вступали в сговор о разделе рынка. Отсутствие конкуренции, лишая молодую индустрию стимулов к технологическим и организационным инновациям, обрекало ее на прозябание.
В таких условиях немалые дополнительные инвестиции требовались только для того, чтобы не допустить снижения темпов экономического роста и смягчить проблему занятости. Но падающая капиталоотдача сдерживала накопление. Между тем затянувшийся промышленный протекционизм обернулся дискриминацией ряда других производств. Вздутые цены на промышленные изделия, ухудшив условия торговли на внутреннем рынке аграрной продукции, оказали гнетущее воздействие и на без того запущенное сельское хозяйство. Во многих странах дополнительным его депрессантом послужили пошлины на вывоз аграрной продукции, преследовавшие сугубо фискальные цели, а также количественные ограничения экспорта, призванные содействовать насыщению растущего внутреннего спроса на продовольствие.
Однако этого не случилось. Так, в государствах Латинской Америки, оказавшихся первопроходцами и лидерами импортозамещающей индустриализации в период между серединой 50-х и 60-х годов, когда уже в самом разгаре находилась вторая фаза импортозамещения, «реальный рост экономической эффективности был практически нулевым» 5.
Но главное в том, что вторая фаза промышленного импортозамещения не оправдала надежд на урегулирование внешнеэкономических проблем.
Несмотря на повышение доли местного производства в потреблении всех категорий промышленных товаров, потребность в их импорте не уменьшилась, а возросла. В результате в Пакистане и Таиланде отношение импортируемой промежуточной продукции
для выпуска потребительских изделий к импорту таких изделий с начала 50-х до конца 60-х годов возросло более чем в 5,2 раза, в Бирме - в 5,5 раза, а на Филиппинах - в 7,9 раза. В Индии же, продвинувшейся по пути импортозамещения значительно дальше своих соседей, это отношение увеличилось всего в 1,8 раза. При том, что импорт потребительских изделий в эту страну в начале рассматриваемого периода уступал зарубежным закупкам промежуточной продукции для их изготовления более чем в 2,4 раза
6, 7.
В рамках стратегии импортозамещения в Мексике и Бразилии был создан современный промышленный сектор - от легкой промышленности до производства автомобилей, - который в конце 80-х–90-е годы стал основой адаптации к требованиям глобализации.
Именно в условиях защищенного таможенными барьерами внутреннего рынка сформировалась, как ни парадоксально, та часть бразильской и мексиканской промышленности, которая в 80-90-е годы стала основой для роста промышленного экспорта - автомобильная в Мексике, текстильная, обувная, производство высокотехнологического оборудования в Бразилии.
Китай. Особенностью импортозамещающей стратегии в Китае на первом этапе развития экономики было не столько развитие обрабатывающей промышленности, нацеленной на насыщение внутреннего рынка, сколько создание тяжелой индустрии. С конца 40-х до середины 50-х годов КНР широко развивала экономические отношения с СССР и другими странами социалистического лагеря.
Почти все 60-70-е годы экономика КНР была изолирована от мирохозяйственных связей. Тем не менее, первый краткий период международного сотрудничества оказал огромное влияние на ход и характер индустриализации страны.
Импортозамещающая стратегия в Китае на втором этапе развития экономики дала впечатляющие результаты. Повысились темпы экономического роста, начал формироваться внутренний ры- нок, постепенно стала сокращаться сфера централизованного материально-технического снабжения и распределения по карточкам. КНР удалось существенно сократить численность голодающего населения.
Внутренний рынок начал процветать, появилась масса новых видов промышленной продукции, прежде всего потребительских товаров длительного пользования.
В 80-е годы в Китае продолжали проводить в основном политику импортозамещения. Были приобретены импортные техника и технология, которые обеспечили быстрое наращивание производства потребительских товаров длительного пользования
8.
В КНР стали поступать иностранные капиталовложения.
Вначале их роль была незначительной, но в дальнейшем ситуация изменилась. Основная масса иностранного капитала принадлежала представителям зарубежной китайской диаспоры (хуацяо), которые стремились завоевать позиции на мировом рынке, используя для этого дешевую рабочую силу. Руководство КНР добивалось притока иностранных инвестиций для решения насущных проблем, в свою очередь, стимулировало иностранных инвесторов на выпуск экспортной продукции [9].
Индия. Здесь еще в колониальный период были созданы предприятия легкой промышленности (текстильная, кожевенная, сахарная и т.п.), существовала также квалифицированная рабочая сила, предпринимательская прослойка.
Для индийских товаров конкуренция импортных, в первую очередь английских товаров была жесткой реальностью, что усилило стремление местных товаропроизводителей получить от государства протекционистскую защиту. Чтобы удовлетворить потребности внутреннего рынка государство предприняло ряд функций по развитию тяжелой промышленности и импор- тозамещения - мобилизацию ресурсов для создания ключевых отраслей тяжелой промышленности, улучшения экономической инфраструктуры и тем самым формирование среды для укрепления частного предпринимательства.
В частном секторе импортозамещение вызвало увеличение предприятий в традиционных отраслях. С его помощью увеличилась масса промышленных товаров, которые были защищены от иностранной конкуренции, и удовлетворяли внутренний потребительский спрос 10,14.
По потребительским товарам доля импорта в середине 60-х годов не превышала 4%, по товарам промежуточного спроса - 8% и по машинотехнической продукции - 21%. По признанию Резервного
банка Индии, «экономика была защищена от иностранной конкуренции, как в области производства, так и в торговле» [10].
С помощью усилий государства и частного сектора Индия добилась расширения базы национальной промышленности.
В современных условиях геополитические и геоэкономические процессы, происходящие в мире, привели от биполярного к однополярному миропорядку, где основным фактором развития стали глобализация мировой экономики, которая обуславливает расширение общемирового рынка товаров и услуг и более развивающуюся интеграцию мировых рынков капитала.
За последние 30 лет бурное развитие экономики, особенно восточно-азиатского региона, привело к созданию трех экономических центров планеты: США, ЕС и Япония. Реальную перспективу имеет Китай как четвертый экономический центр в мире. Это предполагает ограниченный круг интересов развитых государств. Эти интересы транснациональных корпорации (ТНК) и повышения конкурентоспособности продукции и услуг весьма вы- сокого уровня.
Необходимо признать, что в настоящее время ТНК образуют как бы основу мировой экономики, и поэтому развитые страны активно поддерживают собственные ТНК, которыми обеспечи- вается поступление налоговых средств от международной деятельности. Основными отличиями ТНК являются [11]:
планетарное видение рынков и осуществление конкуренции в мировом масштабе;
раздел мировых рынков с немногими глобальными ТНК;
использование государственного аппарата своих стран и аппарата международных финансовых организаций для продвижения своих интересов;
осуществление экономического и политического влияния на государства, в которых действуют ТНК.
Но наряду с положительными моментами, ТНК имеют отрицательное влияние на развивающиеся страны, а именно: ТНК создают мощную конкуренцию местным компаниям и, не давая им развития, теснят их на внутреннем рынке. При этом могут подорвать стабильность национальных валют за счет свободного перемещения транснационального капитала. Эти обстоятельства создают существенную угрозу для экономической безопасности развивающихся стран.
В этих условиях перед Республикой Казахстан для обеспечения долговременного экономического роста и развития национальной экономики необходимо реализовать экспортоориентированную модель роста.
В 90-е годы прошлого века Казахстан значительно пострадал из-за экономического кризиса. Особенно пострадал реальный сектор производства, а также воспроизводственные процессы.
Теперь же, когда финансово-экономический кризис пошел на убыль, и в экономике появились признаки оживления и роста необходимо определиться хотя бы на ближайшие десять лет, какую модель развития изберет государство. Это требует не только видения текущей социально-экономической ситуации и ключевых тенденций, но и основных методов и средств решения проблем с учетом реализации долгосрочной стратегии развития страны и ее регионов. В данном ключе представляют интерес модели развития Республики Казахстан (таблица 1).
Таблица 1. Модели развития Республики Казахстан до 2010 года
В сфере экономики В сфере государственного управления
1. Контроль за уровнем концентрации частного капитала.
2. Превращение государства в локомотив экономического роста.
3. Создание и выведение крупных системообразующих компаний с участием государства на региональный и, по возможности, мировой уровень.
4. Экономическая экспансия в регионе СНГ.
1. Создание эффективного, способного управлять государственным предпринимательством, Правительства.
2. Четкое разделение государственных и местных функции.
3. Выборность местных органов власти.
4. Предоставление самостоятельности местным органом власти в пределах закрепленных законом функций.
5. Контроль за основными социальными сферами через построение соответствующей бюджетной системы.
Источник: [12].
Итак, в рамках реального сектора основной моделью развития, например, промышленности Республики Казахстан, является создание и выведение крупных системообразующих компаний с участием государства на региональном уровне и, по возможности, мировом уровне и достижение, в первую очередь, экономической экспансии в регионе СНГ. Данная модель обуславливает задачу
выращивания из отечественных финансово-промышленных групп (ФПГ) транснациональных корпораций с передовыми технологиями и современным менеджментом. Это означает, что, с одной стороны, отечественные предприятия должны конкурировать с иностранными компаниями и фирмами как внутри страны, так и за рубежом, с другой стороны, необходимо использовать возможности глобализации и информационных технологий для работы на всемирном рынке товаров и услуг.
Таким образом, мировой опыт показывает, что для обеспечения экономической безопасности суверенных государств необходимо разумно воспользоваться теорией импортозамещения и политикой протекционизма для развития отечественной промышленности и других отраслей национальной экономики.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Кенжегузин М.Б. Казахстанская модель устойчивого экономического развития (научные основы построения и реализации) // Проблемы устойчивого экономического развития в условиях глобализации. Том 1. – Алматы, ИЭМОН РК, 2003. - 400 с.
2. Данильцев А.В. Международная торговля: инструменты регулирования. – М.: Деловая литература, 1999. – 293 с.
3. Сатубалдин С.С. «Драконы» и «тигры» Азии: сможет ли казахстанский барс пройти их тропами? – Алматы: Гылым, 1998. – 598 с.
4. Ворожейкина Т. Внешний фактор индустриализации Мексики и Бразилии // Мировая экономика и международные отношения. – 1999. - №7. – С. 59-66.
5. Кажымурат К. Избранные научные труды. Т. 2. – Алматы: Қазақстан даму институты, 1998. – 460 с.
6. Bruton H.J. Productivity Growth in Latin America (“American Economic Review”, December 1967).
7. Галиева А.Х., Арынова З.А. Теоретические основы экономической интеграции в условиях рынка: Монография. – Алматы: Институт Развития Казахстана, 2002. – 102 с.
8. Гельбрас В. Импортозамещение и экспортная ориентация экономики КНР // МэиМО. – 1999. - №7. – С. 30-38.
9. Кулубеков Т.К., Галиева А.Х., Кулубеков М.Т. О концепции стратегического управления предприятием // Россия на пути реформ: XXI-век – КАМО ГРЯДЕШИ / Материалы
Всероссийской научно-практической конференции. – Челябинск:
УРСЭК, 2000. – С. 7-9.
10. Брагина Е. Постепенность экономических реформ //
Мировая экономика и международные отношения. – 1999. - №7. – С. 39-46.
11. Примбетов С. Центральная Азия: реалии и перспективы экономической интеграции. – М., 2000. – 504 с.
12. Спанов М.У. Экономическая безопасность: опыт системного анализа. – Алматы: Қазақстан даму институты, 1999. – 206 с.