1944
Осы факторлар мен қағидалардың жиынтығы ҚХР-ға басқа елдермен тәуелсіз қатынастар жүргізе отырып, гегмонизм мен күштеу саясатына қарсы тұруға мүмкіндік береді.
Пайдаланылған әдебиеттер тізімі:
1. 阎学通. 中国的新安全观与安全合作构想//现代国际关系//National Social Sciences Database, URL: http://www.nssd.org/articles/Article_Read.aspx?id=1002246587 [Дата обращения: 28.12.2015]
2. 和 平 共 处 五 项 原 则 . 新 华 网 . URL:http://news.xinhuanet.com/ziliao/2004- 06/09/content_1515866.htm [дата обращения 07.01.2016]
3. Остроухов О. Внешняя политика Китая в годы реформ и перспективы ее развития//
Мировая экономика и международные отношения. 1999. № 3. С.5-15.
4. Собянин А., Шибутов М.. Будет ли война в Азии? // Интернет-газета"ZonaKZ", 2008.
URL: http://www.zonakz.net/articles/?artid=20868. [Дата обращения: 12.02.2016].
5. Свешников А.А. Концепции КНР в области внешней политики и национальной безопасности. // Китай в мировой политике. М.: РОССПЭН, 2001.528 с.
6. Richard N. Haass. Bringing China into the fold. // Newsweek. Dec. 2008 –Jan. 2009. P.14- 15.
7. Цзян Цзэминь"Всесторонне вести строительство среднезажиточного общества и создавать новую обстановку для дела социализма с китайской спецификой". Доклад на XVI Всекитайском съезде Коммунистической партии Китая 8 ноября 2002 года. Пекин:
Жэньминь чубаньшэ, 2002. 56 с.
8. Гельбрас В. Г. Российско-китайские отношения и проблемы глобализации.// Восток.
Афро-азиатские общества. 2007. № 1 (42). С. 2-12.
9. XV Всекитайский съезд КПК. Китайский информационный Интернет-центр. URL:
http://cpc.people.com.cn/GB/64162/64168/64568/index.html [Дата обращения: 19.02.2016]
УДК 327.82
ГЕОПОЛИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ЯПОНИИ И США Риб Евгения Владимировна
Студентка кафедры Востоковедения
Факультета международных отношений, ЕНУ им. Л.Н.Гумилева, Астана, Казахстан Научный руководитель – Г.К. Утеулиева
На рубеже ХХ-ХХI вв. в существенной роли геополитического центра всемирного масштаба выступает Азиатско-Тихоокеанский регион, где происходит пересечение интересов крупнейших мировых государств. Темпы экономического роста таких стран, как Китай, Тайвань, Сингапур, Вьетнам, Южная Корея, а также Япония, являются беспрецедентными в мировой практике.
Так еще четыре десятилетия назад, в 1970-х гг. на долю Восточной Азии (включая Японию) приходилось всего лишь 4% мирового ВНП, в то время как лидирующее место с 35-40% мирового ВНП занимала Северная Америка. Однако, уже в 1990-х гг. можно проследить значительные перемены в статистических данных – оба региона имели практически равные показатели (около 25%). Одним из лидеров Азиатско-Тихоокеанского региона является Япония – подтверждением этого выступает высокий уровень ВВП страны [1]. Анализ данных тенденций подталкивает к заключению вывода, что новые геополитические вызовы двадцать первого века придутся на АТР, и именно поэтому
1945
немаловажно следить и учитывать трансформирующиеся геополитические реалии в этом регионе.
Геополитический статус Японии дуалистичен: с одной стороны - это великая держава с мощной экономикой, с другой – «политический карлик» с военным и политическим влиянием, не соответствующим экономическому могуществу. Но Япония имеет в своем распоряжении потенциал для значительного увеличения военных расходов.
Обусиливающихся политических амбициях Страны восходящего солнца указывают ее претензии на место в Совете Безопасности ООН в качестве постоянного члена. Если же существующая ныне асимметричность будет ликвидирована и Япония реформирует свой военный и политический статус в соответствие с собственным экономическим авторитетом, то это может пробудить революционные волнения в регионе, да и во всем мире. Япония выступает одновременно как всемирно уважаемый центр экономической власти и как геополитическая пролонгация американской мощи. Сложившаяся ситуация становится неприемлемой для новых поколений японцев, которых больше не травмирует опыт Второй мировой войны и которые больше не стыдятся ее. Как по причинам историческим, так и по причинам самоуважения, Япония - страна, которая не полностью удовлетворена статусом- кво. Она чувствует, что имеет право на официальное признание ее мировой державой, но также осознает, сто ее зависимость от Америки в области безопасности сдерживает это признание [2].
В течение длительного промежутка времени, с целью влияния на АТР и удержания контроля в данном регионе, США стремились развивать и углублять двухсторонние отношения с Японией. В контексте этой цели было создано тихоокеанское мини-НАТО (Япония - Южная Корея - Австралия - Новая Зеландия). Кроме того, США препятствовали возвращению Тайваня Китаю, оказывая значительную военную поддержку оборонной политики тайваньского режима, поставляя последнему большое количество современного вооружения. Стратегия Америки по отношению к Японии и на сегодняшний день представляетсякак весьма гибкая и динамичная. В случае геополитического переориентирования Японии в сторону либо перевооружения, либо обособленного сближения с Китаем, значению присутствия американцев в регионе пришел бы конец.
Стремления США посредством тесного союза с Японией устремлены на возможность направления в нужное русло региональных целей Китая, сдерживая их непредсказуемые проявления в регионе.
В военно-политической области взаимоотношения между Японией и США регулируются Договором о взаимном сотрудничестве и безопасности между двумя странами от 19 сентября 1960г. В отличие от предшествующего Договора от 1951 года Япония получила право самостоятельно подписывать военные договоры без одобрения Соединенных Штатов. В свою очередь, договор закрепил за США право использовать военные базы и инфраструктуру Японии, располагая любое число войск на ее территории с согласием правительства. На сегодняшний день на территории Японии расположены 94 военные базы Америки с 47тыс. солдат и офицеров [3]. Американцы полагают сокращение в ближайшем будущем имеющихся военных баз США в Японии (следовательно, и в Южной Корее) нежелательным.
Кроме того, американцы всячески препятствуют любому значительному увеличению в геополитическом масштабе и реальном исчислении объема военных усилий Японии. Вывод значительного числа американских войск, вероятнее всего, заставят Японию подумать о крупной национальной программе вооружений. В то же время давление Америки на Японию с целью заставить ее играть более важную военную роль может только навредить перспективам региональной стабильности, помешать более широкому сближению с большим Китаем, уведет Японию в сторону от принятия на себя более конструктивной международной миссии, в которой очень заинтересованы США.
Основной геополитический маневр Америки в отношении Японии состоит в том, чтобы заставить эту мощную экономическую державу повернуть свое лицо к миру и
1946
отвернуться от Азии. Тем самым (по идее американских стратегов) Япония удовлетворит свои растущие амбиции, и оставит за США пальму первенства в Азиатско-Тихоокеанском регионе - самом перспективном в геополитическом отношении районе мира. Это тонкая игра, и она ведется весьма последовательно.
В настоящее время Япония уже имеет особый статус экономического характера – она является особым партнером Соединенных Штатов в международных делах, а это приносит не только политические плоды, но и выгодно экономически.
Во внешнеполитических отношениях с США Япония встает перед основным вопросом, смысл которого состоит в том, сможет ли Япония стать подлинной мировой державой, не подводя под риск потерю американской поддержки и не вызывая враждебность в регионе.
Данный вопрос поднимался на многих конференциях, подготовленных различными японскими общественными и частными организациями, наметивших в общих чертах новые задачи для Японии в эпоху после «холодной войны». Строились предположения относительно продолжительности и актуальности американо-японского союза в области безопасности, и отстаивалась более активная японская геополитика, особенно в отношении Китая. В докладе Комиссии Хигути были намечены «три столпа японской политики безопасности», где наряду с японо-американскими связями в области обороны подчеркивалась необходимость развития азиатского многостороннего диалога по безопасности. Фактически доклад ставил под сомнение американскую стратегию
«сдерживания Китая» и идею неофициальной уравновешенной коалиции, ограниченной островными государствами — Тайванем, Филиппинами, Брунеем и Индонезией. Однако попытка реально создать такую коалицию не только потребовала бы значительного увеличения американского военного присутствия, как в Японии, так и в Корее, но и привела бы к взрывоопасному геополитическому столкновению китайских и американо-японских региональных интересов, что, возможно, привело бы к военному конфликту с Китаем.
Большое значение имеет также доклад Комиссии Одзавы «Программа для Новой Японии» и план «Всеобъемлющая политика безопасности», отстаивающие среди прочих вопросов использование японских военнослужащих в миротворческих операциях за границей. Большой интерес в Японии вызвал доклад японской ассоциации управляющих («кейдзай доюкаи»), где обосновывалось требование большей симметрии в американо- японской системе обороны. Следует назвать также книгу Я. Морено «Будущее поколение обосновывает силы самообороны», в которой было высказано предположение, что при некоторых обстоятельствах Соединенные Штаты, вероятно, не смогут защитить Японию, и, следовательно, Япония должна повышать свою обороноспособность.
Все обсуждаемые альтернативы были в целом относительно сдержанными, взвешенными и умеренными. Радикальные лозунги открытого пацифизма, имеющие антиамериканский оттенок, или идеи одностороннего и крупного перевооружения, требующие пересмотра конституции, находят в Японии мало сторонников. Большинство японских политиков надеются использовать особые отношения с Соединенными Штатами, чтобы добиться мирового признания для Японии, избегая в то же время враждебности Азии и не рискуя преждевременно американским «зонтиком» безопасности. Вместе с тем вполне определенно обозначился и курс Японии в сторону многостороннего азиатско- тихоокеанского сотрудничества, но пока он развивается не в ущерб американо-японским отношениям.
Следовательно, американо-японский союз в Азиатско-Тихоокеанском регионе остается достаточно прочным.
Список использованных источников:
1. Данные ВВП Японии [Электронный ресурс].
[текст]http://www.be5.biz/makroekonomika/gdp/gdp_japan.html#main
2. Бжезинский З. Великая шахматная доска, стр. 27-228[ текст] - Астрель, Neoclassic, 2013г.
Л р п ш к р п а и т у е к
1947
3. Цит. по: Левчук А. Военное присутствие США в Японии. Проблема американских баз на Окинаве. [Электронный ресурс]. [текст]http://www.vostokoved.ru/books/3-book3/59---q--- ---q.html[текст]
4. Парамонов О.Г. Адаптация американо-японского альянса к вызовам нового столетия:
успехи и неудачи. [текст] [стр. 41].Вестник МГИМО-Университета. 2011. № 4 (19).
5. Морено Я. Будущее поколение обосновывает силы самообороны. стр. 35-67 [текст]
ӘОЖ 82’37:94(5)
ҚАЗАҚ ЖӘНЕ ТҮРКІ ХАЛЫҚТАРЫНДА БЕСІК ЖАБДЫҚТАРЫ АТАУЛАРЫНЫҢ ЛИНГВО-СЕМАНТИКЛЫҚ ЕРЕКШЕЛІКТЕРІ
Рүстемова Фариза Жандарбекқызы [email protected]
Л.Н.Гумилев атындағы ЕҰУ Халықаралық қатынастар факультеті Түркітану кафедрасының 3-курс студенті, Астана, Қазақстан
Ғылыми жетекшісі – Е.А.Қуанышбаев
Әр халықтың өзіне тән, тарихи-әлеуметтік даму ерекшеліктері мен өмір-тіршілігіне, тұрмыс-салтына, дәстүрлеріне байланысты дүниетанымдық, рухани-материалдық, этномәдени құндылықтары қалыптасады.
Қазақтың этномәдени құндылықтарының бір саласы — халықтың кәсіби және тұрмыстық фольклоры. Халқымыздың тарихи-шаруашылық, тұрмыс-тіршілік болмысына байланысты: аңшылығы, саятшылығы, ағаш, тері, жүн өңдеуге қатысты қолөнері, зергерлік өнері т.б. сан-алуан өнерлері. Әсіресе, халық данышпандығының бар асылын бойына жинаған сәндік-қолданбалы өнері – халқымыздың қоршаған өмір шындығын музыкалық, поэтикалық және басқа эстетикалық дәстүрлер аясындағы эмоциялық сезімдері мен эстетикалық талғамдарын қалыптастырған этномәдениетінің қайнар көзі. Бұл саладағы өткенгі және қазіргі қолөнер бұйымдары, халқымыздың көркем-шығармашылық дәстүрлері мен рухани-материалдық мәдениетінің құндылықтарын сақтауға, игере отырып байыта түсуге жетелейді.
Қазақ қолданбалы өнерінде өшпестей өзінің орнын тепкен, қазақ халқының тұрмыстық жағдайына лайықталған, көшпелі өмір салтына ыңғайлы табиғи дүниелердің бірі – бесік.
Бесік – көшпелі ғұмыр кешкен бабаларымыздан қалған қасиетті мұра. Қазақта “Бесік көрмеген ессіз болып есікке енеді”, “Есік арқалағаннан бесік арқалаған артық”, “Төрінде бесік тұрса, төре де бас иеді” деген ұлағатты сөздер содан қалған. Бесік – көшпелі тұрмысқа бейімделіп жасалынған. Көшпелі тұрмысқа бейімділігі сонша, бесікті анасы атқа мінгенде алдына өңгеріп алып жүре береді. Жол қанша ұзақ болса да бала қиналмайды, бейқам ұйқысы бұзылмайды. Тау – тастан асып, жауын – шашынға ұрынса да, нұқсан келмейді. Ұзақ жол үстінде де ешбір жері былғанбайды.
Ал бесіктің құрылымы балаға гигиеналық тәрбие беруге лайықталған әрі алып жүруге жеңіл, ықшам және берік. Ол баланың тазалығына өте қолайлы, өйткені арнайы қойылатын түбек пен шүмек баланың дәретін жаймай, таза және ұзақ ұйықтауына жағдай жасайды. Бұл үй шаруашылығымен айналысып жүретін анаға қалай қолайлы болса, көшіп-қонып жүргенде, баланың өзінің де денінің сау болып өсуіне тиімді.
Бесік сөзі барлық түркі халықтарына ортақ атау әрі ортақ мүлік. Жалпы түркі халықтарында бесік төмендегідей диалектикалық өзгерістермен қолданылады: Қыпшақ тілдер тобына жататын қырғыз тілінде «бешик» [10, 133 б.], ноғай тілінде «бесик» [11, 256 б.], қарашай-балқар тілінде «бешик» [12, 230 б.], құмық тілінде «бешик, гьайлек» [13, 341 б.], башқұрт тілінде «сәңгелдәк, бишек» [14, 307 б.], алтай тілінде «кабай, буубай» [15, 250 б.] деп аталады. Оғыз тілдер тобына жататын түрік тілінде «beşik немесе бешик» [16, 332