• Tidak ada hasil yang ditemukan

Реконструкция внешнего облика древнего населения Казахстана

N/A
N/A
Protected

Academic year: 2024

Membagikan "Реконструкция внешнего облика древнего населения Казахстана"

Copied!
4
0
0

Teks penuh

(1)

WWW.ENU.KZ

Т.С. Балуева, Е.В. Веселовская г. Москва, Россия Ф.К. Таимова г. Актау, Казахстан РЕКОНСТРУКЦИЯ

ВНЕШНЕГО ОБЛИКА ДРЕВНЕГО НАСЕЛЕНИЯ КАЗАХСТАНА

Научные разработки последних лет, проводимые сотрудниками Лаборатории антропологической реконструкции, в значительной степени дополнили и уточнили метод восстановления лица по черепу [10, с.87]. Авторами была разработана и внедрена уникальная программа кранио-фациального соответствия, позволяющая переходить от размерных и описательных признаков черепа к соответствующим параметрам лица [2, с.143]. На основе этой программы по индивидуальному черепу получают прижизненный словесный портрет. Программа опирается на классические антропологические методы [1,с.130] и дополнена некоторыми необходимыми, специфическими для реконструкции, техниками. С целью применения данной программы в следственной практике разработка градаций и качественных вариантов признаков проводилась в соответствии с принятыми в криминалистике методами и терминологией. Теперь воспроизведение внешнего облика, плоскостное или объемное, сопровождается подробным описанием воспроизведенного лица в терминах понятных, как антропологам, так и криминалистам [3, с.200].

Принципиально новым является расчет категорий размеров элементов живого лица. Индексы и градации ряда признаков рассчитывались нами на различающихся в расовом отношении группах, специально для нужд программы словесного портрета. Было показано, что полученные зависимости между элементами внешности и соответствующими им структурами черепа являются в целом общими для представителей европеоидных и монголоидных народов, а также для мужчин и женщин [5,с. 68; 8,с. 332].

Комплекс изучаемых признаков разделен на три категории соответственно различным подходам к их прогнозированию на живом лице. Некоторые антропометрические признаки можно получить из краниометрического бланка путем сложения с толщиной мягких тканей на соответствующих участках, такие как продольный и поперечный диаметры головы, скуловой и нижнечелюстной диаметры лица и некоторые другие. Такие же признаки как высота носа, высота лба, высота верхней губы, высота крыла носа, а также ширина подбородка примерно равны соответствующим размерам на черепе. Ряд элементов внешности не имеет прямых аналогов на черепе, например, высота ушной раковины, ширина носа, ширина рта, высота и ширина глазной щели. Поэтому поиск любых взаимосвязей, позволяющих уточнить реконструкцию данных элементов, весьма насущен. На основе многомерного корреляционного и регрессионного анализа антропологических групп получены уравнения регрессии, которые можно рекомендовать к использованию при восстановлении внешнего облика по черепу [10, с. 101, Таб.2].

Благодаря совершенствованию антропологической реконструкции появилась возможность палеореконструкции целых популяций из конкретных могильников. Сопоставление результатов такой палеореконструкции с современным населением соответствующих территорий вооружает антропологов новыми инструментами для решения вопросов этногенеза, адаптации популяций, эпохальной изменчивости [4, с.23; 5, с.178; 6,с.180].

Основой для выполнения реконструкции служат стандарты толщины мягких покровов, полученные с применением ультразвука на живых людях [8, с. 307, Таб.1]. Отдельные элементы лица рассчитывают по уравнениям регрессии, полученным при сопоставлении размерных характеристик лица и черепа [10, с. 101, Таб.2]. В течение многих лет был собран значительный материал по соответствию костных структур и элементов лица и установлены многие важные закономерности воспроизведения индивидуальных черт внешности по черепу. Так, высокие коррелятивные связи были получены между шириной рта и шириной альвеолярной дуги; шириной носа и расстоянием между альвеолярными возвышениями клыков; высотой уха и морфологической высотой лица. Высокая корреляция между физиономической и морфологической высотами лица позволяет достоверно определять положение линии роста волос, исходя из краниологических данных.

(2)

WWW.ENU.KZ На базе проведенного комплексного анализа всего материала, в географическом и хронологическом аспектах, мы пришли к следующим заключениям. В неолите на территории Казахстана, население характеризовалось относительной разнородностью в пределах большого европеоидного ствола. Характерные для современного населения Казахстана антропологические комплексы еще не сформировались (мог. Коскудук) [6, с.180].

Во все последующие изученные хронологические периоды, в степном регионе, в хозяйственном отношении доминировали племена кочевых скотоводов, представители которых характеризуются исключительно европеоидными расовыми чертами со значительной вертикальной и горизонтальной профилировкой (мог. Майемер и т.д.).. В юго-восточной части Казахстана фиксируется значительная примесь грацильного средиземноморского типа, например материалы могильников Кудайколь I и Кеген, Чиликты. Лишь в некоторых наиболее восточных районах изучаемого региона среди населения фиксируются небольшая монголоидная примесь[6, с.181].

На северо-востоке Казахстана преобладающим компонентом антропологического облика является морфотип со смешанным выражением европеоидных и монголоидных черт, определяющийся в сочетании большой высоты и ширины лица с сильным выступанием носа (могильники Берел, Тар-Асу, Кыргаулды и т.д).

Население сарматского и гуннского времени (последние века до н.э. – первые века н.э.) также отличается решительным преобладанием европеоидного антропологического типа со специфическим морфологическим комплексом, характеризующимся матуризованным, широким и несколько уплощенным лицом, выступающим носом, мезо-брахикранией, относительно низкосводным, крупным по абсолютным размерам черепом (памятники - Алтын-Асар, и т.д.). В это же гунно-сарматское время здесь в заметной степени фиксируется обычай искусственной деформации черепа (мог. Томпак-Асар, Алтын-Асар и др.), придающий облику неповторимое своеобразие.

В гуннское время на территорию Казахстана просачиваются популяции, имеющие заметные монголоидные расовые черты – более уплощенное лицо, менее выступающий нос, развитая складка верхнего века, (могильники - Сарлытам, Танаберген, Дикилтас, Стрижево, Сары-Камыс, Кеген).

Раннее средневековье характеризуется появлением и распространением древних тюрок на изучаемой территории (Конгюй, Борижар, Биен, Каракыстак и т. д.). И в это время, в степи, также преобладают европеоиды, но уже явственно проступают некоторые монголоидные черты.

Например, популяция, оставившее могильник Лесозавод в Центральном Казахстане (кимакское время – IX-XI в.в.), характеризуется большими размерами черепа при малых высотных, очень широким и высоким лицом, при его довольно сильном уплощении в назо-малярной области.

Сходными чертами обладало население, оставившее могильники Талгар, Бозок и некоторые другие (Восточный Казахстан).

Совершенно иначе выглядело население в позднем средневековье. Оно приобретает устойчивый европеоидно-монголоидный облик, со слабо профилированным лицом, и достаточно выраженным развитием складки верхнего века.

В целом население изучаемого хронологического периода, от неолита до развитого средневековья, характеризуется неуклонным ростом монголоидного расового компонента на фоне в целом европеоидного по облику населения. В результате, основная часть населения приобретает облик уральской и южно-сибирской контактной, европеоидно-монголоидной расы (Подчеган,.Талгар, Баганаты, Шидерты, Копа, Жаман-Каргала и т.д.).

Использованные нами оригинальные методы позволили получить новые специфические характеристики изученных популяций, которые невозможно получить с помощью традиционных антропологических исследований. Также была создана новая галерея графических и скульптурных портретов, иллюстрирующая смену антропологических типов в пространстве и во времени.

Список литературы:

1. Алексеев В.П., Дебец Г.Ф. «Краниометрия. Методика антропологических исследований».

М., 1964. С.130.

2. Балуева Т.С., Веселовская Е.В. Новые разработки в области восстановления внешнего облика человека по краниологическим данным // Археология, этнография и антропология ЕВРАЗИИ. Новосибирск, 2004. № 1. С. 143-150.

(3)

WWW.ENU.KZ 3. Балуева Т.С., Веселовская Е.В. Метод антропологической реконструкции для науки и практики. Этнология обществу. Прикладные исследования в этнологии. Отв.ред. С.В.Чешко. М., Оргсервис-2000, 2006. С. 200-207.

4. Балуева Т.С., Веселовская Е.В., Кобылянский Е.Д., Аренсбург А.. Реконструкция внешнего облика евреев библейских времен с территории Израиля //Сб. Микроэволюционные процессы в человеческих популяциях. С-Пб., 2009. Стр.23-44.

5. Балуева Т.С., Дерябин В.Е. Изучение расовой и половой специфики внутригрупповых корреляций размеров лица, используемых при антропологической реконструкции // Вестник антропологии.- 1998.- М.,- Старый Сад - Вып.5.- С. 59-69.

6. Балуева Т. С., Веселовская Е. В., Григорьева О. М., Пестряков А. П. Становление и динамика облика населения Сибири и Казахстана//Адаптация народов и культур к изменениям природной среды, социальным и техногенным трансформациям/отв.ред. А.П. Деревянко, А.Б.

Куделин, В.А. Тишков.М., Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2010. С.178-182.

7. Балуева Т.С., Лебединская Г.В.. Взаимосвязь между морфологическими признаками лица и черепа // Единство и многообразие человеческого рода. М.: Изд-во ИЭА РАН. Ч. I. 1997. С. 282 – 311.

8. Веселовская Е.В. Единство закономерностей внутригрупповой изменчивости и межгрупповая дифференциация признаков толщины мягких тканей лица у современного человека.

Сб.: Единство и многообразие человеческого рода. Ч.1. М., 1997. С. 312-335.

9. Балуева Т.С., Веселовская Е.В., Рассказова А.В. Опыт антропологического сопоставления древнего и современного населения Нижегородской области. // Археология, этнография и антропология ЕВРАЗИИ. – Новосибирск, 2010. - № 1. С. 135-144.

10. Balueva T., Veselovskaya E., Kobyliansky E. Cranio-facial Reconstruction by Applying the Ultrasound Method in Live Human Populations // International Journal of Anthropology. Vol.24, N2, april-june, 2009. P.87-111.

Таблица 1. Усредненная толщина мягких тканей.

Точки Мужчины. Женщины.

Метопион 5.0 мм 5.0 мм

Глабелла 5.5 мм 5.5 мм

Назион 5.5 мм 5.0 мм

Ринион 3.0 мм 3.0 мм

Зигион 5.0 мм 5.0 мм

Подносовая 11.0 мм 10.0 мм

Верхнегубная 13.0 мм 11.0 мм

Нижнегубная 14.0 мм 12.0 мм

Подбородочная борозда 11.5 мм 11.0 мм

Погонион 11.0 мм 10.0 мм

Гнатион 6.0 мм 7.0 мм

Нижнечелюстная нижняя 6.0 мм 6.5 мм

Гонион 5.0 мм 5.0 мм

Таблица 2.

Таблица 2. Прогнозирование признаков лица. Регрессионный анализ Прогнозируемы

признак

Признак на черепе Уравнение регрессии по группам литовцев

Физиономическая высота лица (ФВЛ)

Морфологическая высота лица (МВЛ)

ФВЛ=90,515+0,748х(МВЛ+6мм*) ФВЛ=86,357+0,746х(МВЛ+6мм*)

Высота уха (ВУ) Морфологическая

высота лица (МВЛ) ♂

♀ ВУ=55,488+0,073х(МВЛ+6мм*) ВУ=45,650+0,110х(МВЛ+6мм*)

(4)

WWW.ENU.KZ

Ширина носа (ШН)

Ширина между клыковыми точками (ШМК)

ШН=18,035+0,444хШМК ШН=17,390+0,424хШМК Ширина между

носогубными

складками (ШМН-ГС)

Ширина между клыковыми точками (ШМК)

ШМН-ГС=21,744+0,843хШМК ШМН-ГС=19,607+0,805хШМК Ширина фильтра

(ШФ)

Ширина между клыковыми точками (ШМК)

ШФ=7,295+0,118хШМК ШФ=2,792+0,202 хШМК Ширина рта (ШР) Ширина зубной

дуги по Pm2- Pm2

♀ ШР=21,817+0,700 ШМРm2 ШР=27,905+0,512 ШМРm2 Высота глазной

щели (ВГЩ)

Высота орбиты (ВО)

♂ ВГЩ =5,076 + 0,321 х ВО Длина глазной

щели (ДГЩ)

Длина орбиты (ДО)

♂ ДГЩ=11,633 + 0,50 х ДО

* - толщина мягких тканей на точке gnathion

Referensi

Dokumen terkait

Во 2 зоне хронический гепатит регист- рировался среди населения в возрасте 50-59 лет немного чаще, чем в возрасте 40-49 лет, что в 4,86 и 6,07 раза выше по сравнению с зоной контроля...

Отмечено, что во всех исследуемых зонах у группы жителей старше 60 лет, содержание тяжелых металлов в биопро- бах было выше по сравнению с группой жите- лей в возрасте 25-55 лет,

КазНУ им.әл-Фараби Научные интересы: Психология субъектности Научные гранты за последние 5 лет, участие в выполнении научных проектов: Автор утвержденных в МОН РК типовых программ

Букетова Научные интересы: Производственный менеджмент, индустриально- инновационное развитие Научные гранты за последние 5 лет, участие в выполнении научных проектов: нет

Послание Президента Республики Казахстан «Третья модернизация Казахстана: глобальная конкурентоспособность» 31.01.2017 г... Послание Президента Республики Казахстан «Новые возможности

Согласно Международному валютному фонду в 2010 году Казахстан занимал 52 место в мире по объему ВВП находясь между Новой Зеландией и Украиной и 66 место по объему ВВП на душу населения

Согласно Международному валютному фонду в 2010 году Казахстан занимал 52 место в мире по объему ВВП находясь между Новой Зеландией и Украиной и 66 место по объему ВВП на душу населения

В том числе у сельского населения на долю доходов от предпринимательской деятельности и самостоятельной занятости приходилось 30,4% в общей сумме денежных доходов, в то время как для