• Tidak ada hasil yang ditemukan

Этнодемографическая структура досоветского и советского Казахстана

N/A
N/A
Protected

Academic year: 2023

Membagikan "Этнодемографическая структура досоветского и советского Казахстана"

Copied!
6
0
0

Teks penuh

(1)

Забирова А.Т.,

доктор социологических наук,

профессор, заведующая кафедрой социологии Евразийского национального университета

имени Л.Н. Гумилева

Этнодемографическая структура досоветского и советского Казахстана

На этнодемографическую структуру досоветского Казахстана большое влияние оказала переселенческая политика царской России, результатом которой явились сначала незначительные миграции с европейской территории России в Казахстан (1861-1906 г.г.). Но с 1906 года по решению царского правительства об организации переселения на территорию республики миграционные потоки значительно интенсифицируются. Так, за 36 лет (1870- 1906г.г.) из России в Казахстан переселилось 512023 человек, а за девять лет (1906-1914г.г.) – 714395 человек.

В этот же период формируются татарская, немецкая, польская диаспоры, некоторые автохтонные этносы Центрально-Азиатского региона. Например, в 80-е годы девятнадцатого века в Семиреченскую область из Китая (Кульджа) переселились уйгуры и дунгане. По данным переписи 1897г. уйгур было 56000 человек, а дунган - 14000.

Позже Столыпинская аграрная реформа повлекла за собой массовое переселение восточнославянского и немецкого крестьянства. Так, к 1914г. количество переселенцев в Казахстане составило 1434,4 тысяч человек или 35% общей численности населения Казахстана (1, с.26). Иначе говоря, к началу двадцатого века складывается полиэтничное население Казахстана пока с преобладанием в нем казахского населения: 2596,6 тысяч человек в 1870г., 3311,3 тысяч человек в 1897г. и 3845,3 тысяч человек в 1914г. (2, с.17).

Мобилизация «инородческого» населения на тыловые работы в 1916г. и восстание 1916г.

привели к уменьшению численного состава казахского населения. Численность казахского населения в канун 1917г. оценивается казахстанским специалистом Н. В. Алексеенко в 3570,4 тысячи человек (3).

В последующем (1920-1930гг.) происходят значительные изменения в этнодемографической структуре населения республики: пострадавшие от голода в начале 1930-х годов, большинство среди которых составило казахское население. По сей день оценки жертв голода носят разноречивый характер: от полутора до двух миллионов человек (4, 5). По факту количества откочевавшего казахского населения за пределы Казахстана в Китай, Афганистан, Турцию, Иран в научной литературе также приводятся противоречивые данные (6). По переписи 1939г. русские составили большинство населения Казахстана (41,2%), а доля казахов уменьшилась до 36,4%, тогда как по переписи 1926г. казахское население составляло большинство населения республики – 57,2%. Иначе говоря, именно миграционные процессы способствовали изменениям в этнодемографической структуре казахстанского общества.

Всего в советский период Казахстан пережил несколько волн миграции. Так, во второй половине 1930гг. происходят депортации в Казахстан репрессированных народов: в 1937 году в Казахстан были депортированы из Приморья и Приамурья корейцы, сосланы курды, турки, ассирийцы и иранцы. В 1940 - 1941 годах - «польские осадники», поволжские немцы, в октябре 1943 года - карачаевцы, декабре 1943 года – калмыки, в 1944 году в республику были депортированы чеченцы, ингуши и крымские татары. По некоторым данным численность депортированных на 1 января 1949г. в Казахстане составляла 820,165 спецпоселенцев (2).

Во вторую волну миграции следует отнести потоки, связанные с эвакуацией населения в Казахстан во время Великой Отечественной войны. Общее количество эвакуированных за весь военный период составило полтора миллиона человек, среди которых значительную долю занимали кадровые рабочие и квалифицированные

(2)

специалисты.

Третья, самая сильная, миграционная волна на территорию республики произошла в результате освоения целинных и залежных земель, а также в рамках программы промышленного развития Казахстана. Это была самая крупная по численности миграция в республику. Так, в 1954-1962 годы в Казахстан прибыло около 1,7 млн. человек, в основном из европейской части СССР.

Сравнение переписей населения 1939 и 1959 годов, показывает, что сельское население республики увеличилось за это время на 19%, а в Целинном крае на 83%

(нынешняя Акмолинская область). В итоге, если в 1939г. численность населения всего Казахстана составляла 6 миллионов 148 тысяч человек, то в 1959г. численность населения республики увеличилась до 9 миллионов 678 тысяч человек.

Происходит увеличение численности городского населения республики. Если в 1939г.

оно составляло 30% по отношению ко всему населению, в 1950г. 37,8%, то в 1959г.

численность городского населения достигает 55,1% ко всему населению (7).

В межпереписной период 1939-1959г.г. происходят кардинальные изменения в этносоциальной структуре и численности населения республики, речь идет об увеличении численности русских на 46,1%, немцев – 19,8%, казахов на 15,8%.

Начиная с 1970-х годов, механический прирост населения в Казахстане начинает идти на убыль, что в конечном итоге (1990-е годы) привело к формированию отрицательного сальдо миграции. В целом в республике в этот период наблюдалась тенденция уменьшения темпов прироста населения, что было связано не только с уменьшением миграционного прироста, но и с развитием процессов урбанизации.

Специфика миграционных процессов Казахстана в советский период обусловила характер и особенности этносоциальной структуры республики. Речь идет о зависимости развития городов от индустрии, строительства в них промышленных предприятий и о том, что в городах оседало пришлое население, а коренное население, будучи занято чаще в сельскохозяйственной и перерабатывающей сферах, проживало в сѐлах.

Расселение казахов в советский период также характеризовалось неравномерным распределением по территории Казахстана. Как указывает А.М. Хазанов, в результате российской колонизации «…казахские скотоводы – кочевники постепенно были вытеснены в аридные зоны Центрального и Южного Казахстана…» (8), а в результате освоения целины

«…скотоводческие хозяйства были закрыты, а большинство занятых в них казахов не были допущены к зерновому производству» (8).

По мнению казахстанских исследователей, начало освоения целины стало рубежом окончательного распада номадизма как хозяйственной культуры казахов. Кочевничество, несмотря на все воздействия, сохранялось среди казахов вплоть до середины 50-х годов.

К началу 1980-х годов казахское население численно преобладало в регионах преимущественно с аграрной и перерабатывающей направленностью: Чимкентская, Талды- Корганская, Мангышлакская, Кызыл-Ординская, Джамбульская, Гурьевская области. (Для сопоставимости территорий название областей дается по состоянию на июнь 1983г.) В северных, центральных и восточных областях Казахстана, где находились крупнейшие предприятия цветной и черной металлургии, машиностроения, энергетики, доля казахов была относительно невысокой. Отраслевой анализ занятости различных национальностей Казахстана в промышленности показывал «…недостаточную занятость коренного населения в таких отраслях как машиностроение и металлообработка, черная металлургия, угольная и химическая промышленность, электроэнергетика и др.» (9, с. 144-145).

Таким образом, географическое распределение населения в республике в эпоху СССР имело этническую окраску: казахи главным образом были сосредоточены на юге и западном регионе республики (Алматинская, Жамбылская, Кзыл-Ординская, Южно-Казахстанская, Актюбинская, Атырауская, Западно-Казахстанская и Мангистауская области), тогда как северная и центральная части Казахстана традиционно считались «русскими»:

Карагандинская в центре республики, Восточно-Казахстанская на востоке, Акмолинская,

(3)

Костанайская, Павлодарская и Северо-Казахстанская на севере. Здесь казахи в советские времена в количественном отношении значительно уступали другим этносам.

Закрепление географических ниш в Казахстане было обусловлено миграционными процессами из России, Украины и Белоруссии. Однако со временем эти миграционные потоки начинают ослабевать. Как уже отмечалось выше, начавшаяся в 1970-е годы тенденция сокращения темпов роста численности населения в 1990-х годах привела к абсолютному сокращению численности населения Казахстана, так за последнее десятилетие Казахстан, по разным оценкам, покинуло около полутора миллиона человек.

Другим фактором, оказавшим воздействие на социальную и этнодемографическую структуру общества, являлась урбанизация.

Урбанизация связана с советским периодом в истории республики и начинается с низкого уровня, о чем свидетельствуют результаты первой всероссийской переписи 1897г. По переписи 1897г. число городов Казахстана составляло 28. По этой переписи к числу городских поселений относились губернские и уездные города. Самым крупным городом Казахстана в 1920г. был Оренбург с численностью 107 тысяч человек, а в городах Семипалатинск, Уральск, Петропавловск и Кустанай проживало от 20 до 45 тысяч человек.

Общая численность казахов в этот период составила 3,845,2 тысячи человек. В структуре городского населения Казахстана казахи составляли меньшинство, так, по переписи 1897г. в Степном Казахстане казахское население составляло 16,7% ко всему населению, а в составе городского населения Южного Казахстана казахи составили 13,3% (1, с. 135-136).

С конца девятнадцатого века начинает расти число городов Казахстана и происходит увеличение доли городского населения в общей его численности. Как и во многих других советских республиках, урбанизация в Казахстане носила запаздывающий характер.

Начавшись в дореволюционном Казахстане, она стала ускоряться, начиная с 20-х годов. Так, в 1920-1923г.г. темпы роста городского населения (10,3%) были выше темпов роста сельского населения (6,4%), но эти годы явились очень трудными для городов республики, поскольку в результате хозяйственного распада начал усиливаться отток горожан в сельскую местность.

По результатам первой всесоюзной переписи 1926г. городское население Казахстана составило 8,3% или 539,3 тысяч человек, уровень урбанизации здесь был ниже общесоюзного значения в 2,1 раза.

Известно, что по данным первой советской переписи 1926 г. в городах проживало всего 2,1% казахов (10, с. 294). Перепись 1939 г. фиксирует увеличение численности казахов уже до 16%, что означало резкий рост удельного веса казахов-горожан (за 12 лет в 8 раз) (10).

В основе столь быстрого скачка и повышения доли казахского городского населения обнаруживается комплекс причин, основными среди которых явились политика коллективизации и политика перевода казахов на оседлый образ жизни. В то же время казахов, прибывающих в города в 20-30е годы, ожидали иные условия адаптации в городе. В отличие от мигрирующих сюда из Европейской части СССР, у них были ограниченные возможности выбора: не было путевок на работу в открывающиеся здесь промышленные предприятия. О жилье также нужно было заботиться самим, не рассчитывая на помощь государства. И всѐ же казахи стремились в города, где одним из успешных средств адаптации стал выступать русский язык. Подавляющее большинство казахов, сельско-городских мигрантов, стали отдавать детей в русские школы, осознавая русский язык как успешное средство продвижения человека вверх по социальной лестнице.

По переписи 1970г. численность казахов - городских жителей достигает 26,3% от общей доли казахского населения в Казахстане (11). В период с 1939 по 1989г.г. увеличение численности казахов-горожан достигает 38%, что означает увеличение городского населения за 50 лет всего в 2,3 раза (11).

К числу урбанизированных регионов на протяжении последних пятидесяти лет относились Карагандинская и Джезказганская области (82,9% городского населения в регионе по переписи 1989г.) Самым «сельским» регионом Казахстана был южный, например,

(4)

в Алматинской области городское население по переписи 1989г. составляло всего 22%. (11) И всѐ же начиная со второй половины двадцатого века к числу мобильных народов наряду с русскими, народами Прибалтики, украинцами и белорусами стали относиться и казахи (12, с. 184). По переписи населения 1999г. число городских казахов вырастает до 45,3%, в суверенное десятилетие продолжался рост числа горожан-казахов.

Модернизация в Казахстане имела противоречивый и незавершенный характер. К началу распада СССР, Казахстан, как и среднеазиатские республики, по многим экономическим показателям находился позади европейских районов СССР, экономика республики во многом имела добывающий и аграрный «абрис».

Вместе с тем в экономической, политической, социальной и культурной подсистемах этих обществ имели место и признаки «современности». Так, российский демограф А.

Вишневский пишет: «…всѐ более широкие слои коренного населения с детства усваивали демократические, гражданские, светские ценности. Разумеется, в «современности»

среднеазиатских обществ советского периода было много поверхностного, внешнего, но и в этом случае еѐ не следует недооценивать. Грань между «внешним» и «внутренним»

подвижна, одно переходит в другое, маска порой прирастает к лицу так, что их невозможно разделить. В целом советская система несомненно смогла запустить механизм модернизации в Средней Азии. Но она не сумела довести еѐ до конца и в более развитых районах СССР, необходимость и незавершенность модернизации в Средней Азии видны с особой наглядностью» (13, с. 290).

Казахстан, как и остальные советские республики урбанизировался, но сами города рурализировались, при этом как главным проявлением, так и главной причиной этой

«особенности» советской урбанизации являлось отсутствие в советском городе экономических рыночных отношений и института денег как мощнейшего регулятора социальных отношений. В свою очередь отсутствие рыночных и денежных отношений означало отсутствие одной из важнейших культурных сил городской Европы – капитала. Не было капитала, не было полноценных рыночных отношений, собственности, не было соответственно и имущественной, социально-профессиональной дифференциации, что в итоге привело к отсутствию в социальной структуре советского общества среднего класса как опоры модернизационных процессов (13).

Рост городов в советском Казахстане происходил в связи с индустриализацией региона, либо с необходимостью развития в нем промышленности, либо наличием в регионе богатых природных ресурсов. Поэтому, как пишет Ж.А. Зайончковская, в СССР

«…урбанизация была быстрой, но дикой и уродливой, страна не поспевала за ней.

Индустриализация осуществлялась в значительной мере силами заключенных и ссыльных, а очаги еѐ развития нередко представляли собой лагеря и поселки ссыльнопоселенцев. Эти поселения даже с большой натяжкой нельзя назвать городскими, равно как и их обитателей – горожанами, хотя лагеря дали основание множеству городов и поселков» (14, с. 23).

К ряду возведенных городов в Казахстане относится это высказывание: Караганда, Джезказган, Балхаш (имена городов даются в фонетической транскрипции советского периода). Иначе говоря, количественный рост городов в республике опережал его развитие, качественную сторону урбанизации. В то же время, при всех минусах, урбанизация в Казахстане советского периода имеет важнейшее значение, выступая основой для последующего развития процессов урбанизации в республике.

Важной характеристикой населения казахстанского города, как и советского вообще выступала его социокультурная маргинальность вследствие массового переселения крестьян в города. К моменту распада СССР большинство горожан составляли горожане в первом поколении, иначе говоря, это были люди бывшие наполовину горожанами и наполовину крестьянами, что несло в себе неизбежную печать маргинализации.

Большинство городов в Казахстане были похожи на большие деревни. Во-первых, потому что практически во всех городах Казахстана имел место крупный частный жилищный сектор. Во-вторых, многие села, имевшие административный статус районных центров,

(5)

получили статусы городов, хотя всѐ в них – занятость населения, уклад и образ жизни – говорило о принадлежности подобных поселений к поселениям сельского типа. В то же время в какой-то части сельских поселений Казахстана, например, целинные совхозы, было

«завернуто» население в большей степени относимое к городскому как по роду занятий (управленцы, врачи, инженеры, учителя), так и по образу жизни.

Традиционно крупнейшие города Казахстана, как и другие города Средней Азии, были полиэтническими или многонациональными, но различные этнические группы Казахстана имели формальную социально-культурную интеграцию. Многочисленные этносы, населявшие и населяющие Казахстан, существовали по отношению друг к другу как бы в параллельных мирах, их образы жизни отличались друг от друга в некоторых случаях разительным образом.

В казахстанском обществе вследствие этнокультурного разделения труда в советском обществе, для коренного населения были характерны (и продолжают оставаться во многом характерными) занятость в государственном секторе, на государственной службе, бюджетном секторе, занятость низкой квалификации.

В то же время другие этносы (русские, украинцы, немцы, евреи др.) были широко представлены в промышленной, наукоемкой и капиталоемкой отраслях. Поэтому можно предположить, что формальная интеграция народов, населяющих современный Казахстан, коренится в такой особенности процессов советской индустриализации как зависимость от центра и занятости в индустрии в основном пришлого населения. Этнокультурное разделение труда русских и казахов не способствовало культурной, социальной и межэтнической интеграции этносов Казахстана, и в первую очередь, русских и казахов.

Распад СССР, кризис промышленности и ВПК явились одной из причин эмиграции русскоязычного населения из Казахстана. В то же время этот миграционный тренд нашел свое сопровождение в другой тенденции: повышение внутренней, сельско-городской, мобильности казахов в сравнении с советским периодом, что влечет группу вопросов относительно не только количества, но и качества замещения одних выезжающих городских жителей другими.

Список цитируемых источников.

1. 1. Алексеенко Н.В., Алексеенко А.Н. Население Казахстана за 100 лет (1897-1997г.г.). - Усть-Каменогорск, 1999. – 158с.

2. Н.Э. Масанов, Ж.Б. Абылхожин, И.В. Ерофеева, А.Н. Алексеенко, Г.С. Баратова

«История Казахстана. Народы и культуры». – Алматы: Дайк-Пресс, 2001. – 608с.+вкл.28с.

3. Алексеенко Н. В. Население дореволюционного Казахстана (численность, размещение, состав). - Алматы, 1981. – 112с.

4. Алдажуманов К.С., Алдажуманов Е. К. Депортация народов – преступление тоталитарного режима. - Алматы, 1997.

5. Козыбаев М. К. История и современность. - Алма-Ата, 1996. – 254с.

6. Мендикулова Г. Исторические судьбы казахской диаспоры. Происхождение и развитие. Алматы: Гылым. – 262с.

7. Народное хозяйство Казахстана в 1968г. / Статистический сборник.-Алма-Ата, 1968.

8. Хазанов А. М. Кочевники и внешний мир. – Алматы: Дайк-Пресс, 2000. - 604с.

9. Шкаратан О.И. НТР и национальные процессы. - Москва, 1987.

10. Кузнецова С. И. Этносоциальные проблемы государств Центральной Азии (Обзор зарубежной литературы). – Москва, 1995.- 69

11. Итоги Всесоюзной переписи населения 1989г. Т.3. - Алма-Ата: Госкомстат Республики Казахстан, 1992. таб.55

12. Сенявский А.С. Российский город в 1960-е – 1980 годы. - Москва, 1995.

13. Вишневский А. Серп и рубль. Консервативная модернизация в СССР. – Москва: ОГИ,

(6)

1998. – 432с.

14. Зайончковская Ж.А. Внутренняя миграция в России и СССР как отражение социальной модернизации // Мир России. – 1999. №4. –с. 22-34

Referensi

Dokumen terkait

Материалы и методы: обзор производственного травматизма и профессиональной заболеваемости в Республике Казахстан составлен на основе анализа статистических данных Агентства Республики