• Tidak ada hasil yang ditemukan

«Казахстан 2030» сочетание сильного и правового государства

N/A
N/A
Protected

Academic year: 2024

Membagikan "«Казахстан 2030» сочетание сильного и правового государства"

Copied!
7
0
0

Teks penuh

(1)

И ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА

Вестник КазНУ. Серия юридическая, №3 (24), 2002.

Абайдельдинов Е.М., доцент кафедры теории и истории государства и права КазНУ им. аль-Фараби Исследования в сфере права в значительной степени относятся к области юридического прогнозирования. Юридическое прогнозирование предполагает комплексное, систематизированное рассмотрение перспективного развития права на основе перспективного развития экономического и политического развития общества и возможных связанных с этими процессами проблемных ситуаций. Мы же выделим два аспекта, касающихся взаимодействия национального и международного права, которые условно обозначим как объективный и субъективный.

К объективному аспекту развития права следует отнести как существующие тенденции, так реальные перспективы развития правовых явлений, которые совершаются вне зависимости от воли, желания одного отдельно взятого, нескольких, или даже большинства государств. Это связано с тем, что существуют объективные явления действительности, вызванные к жизни деятельностью человека в течение его длительного исторического развития. Эти явления носят экономический, этнический, духовный, религиозный или иной характер, который не под силу сдерживать или в достаточной степени контролировать даже современным сверхдержавам. К ним можно отнести в данном случае, например, такое наиболее масштабное явление современности как глобализацию, ряд иных современных вызовов. Кроме того, известно, что значительную роль в международной политике, экономике и праве играет около десяти наиболее могущественных государств, в то время как около двухсот остальных рано или поздно следуют навязанным или добровольно принятым ими правилам игры «большой политики». Для этого подавляющего большинства государств, в том числе и Казахстана, картина мира, конструируемая ведущими странами, также является объективной действительностью. В стратегическом плане развития нашей страны «Казахстан - 2030: Процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев: Послание Президента страны народу Казахстана»1 отмечается четкое понимание современного положения Казахстана на мировой арене: «В 2030 году наши потомки будут жить в стране, которая не будет более находиться на заднем плане (курсив здесь и далее мой – А.Е.) мировых событий. Их Казахстан, являясь центром Евразии, будет играть роль экономического и культурного связующего звена между тремя быстро растущими регионами — Китаем, Россией и Мусульманским миром». А пока мы объективно находимся на «заднем плане мировых событий», еще не став ни в достаточной мере суверенным государством, ни, тем более, «центром Евразии».

1 Назарбаев Н.А. Казахстан - 2030: Процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев:

Послание Президента страны народу Казахстана. - Алматы: Билим, 1998. - 96 с.

(2)

Однако налицо и политическое стремление достичь этой цели, и экономический потенциал нашей страны, и весь ход развития экономических, политических и правовых реформ в Республике Казахстан.

К субъективному аспекту развития как международного, так и внутринационального права следует отнести формируемые самим государством цели, задачи и практические действия в деле укрепления национальной независимости, желательное (субъективное) для государств как субъектов международного права развитие политико-правовых явлений. Это находит свое выражение в государственных программах перспективного развития.

Применительно к вышеперечисленным явлениям объективного характера это означает, например, для Казахстана, найти возможность использовать преимущества глобализации, обеспечить политическую и экономическую безопасность государства, выйти на мировые рынки, наладить взаимовыгодные контакты с Россией, США, Центральноазиатскими странами, объединенной Европой, иными региональными объединениями – другими словами, утвердить себя де-юре и в максимально возможной мере де-факто активным субъектом, но не пассивным объектом мировой экономики, международных отношений и международного права. К субъективным факторам можно отнести и соотношение противоборствующих сил в стране, интеллектуальные возможности новоявленных вождей и политических лидеров, степень их политической ангажированности и зависимости извне, характер идеологических установок власть имущих и оппозиции, способность их к компромиссам, а также к совместной выработке концепции развития переходного государства и права, претворению основных ее положений в жизнь, уровень их политической гибкости и др. Эти и подобные им факторы действуют в основном на обыденном политическом, а точнее – политико-прагматическом уровне2.

Одним из примеров модернизации для многих постсоветских стран, в том числе и Казахстана, могут служить арабские страны. В сжатые исторические сроки группа государств: Саудовская Аравия, Кувейт, ОАЭ, Оман, Катар и Бахрейн, объединившаяся в рамках Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ), превратилась в авторитетный субъект международных отношений. Путь от отсталых стран к промышленно развитым можно обозначить как модернизацию всех аспектов деятельности государства.

И.А Мелихов, исследуя феномен бурного расцвета данных арабских стран, рассматривает модернизацию в качестве исключительно емкого, всеохватывающего явления, в основе которой лежит индустриализация

«аравийской шестерки». «Модернизация, пишет ученый, – означает трансформацию в иное качество, которое в большей мере соответствует формирующимся новым реалиям. Модернизационный процесс предполагает движение по цивилизационной восходящей, когда в сжатые исторические сроки формируется новое сообщество, в котором постепенно растворяются устаревающие классовые и социальные структуры»3.

2 Проблемы теории государства и права: Учебное пособие / Под ред. М.Н.Марченко. – М.: Проспект, 1999, с. 112.

3 Мелихов И.А. Арабские монархии Персидского залива на этапе модернизации (70-90-е годы). – Автореферат диссертации... доктора исторических наук. – М., 2000, 41 с.

(3)

Вновь возникшие независимые государства (в том числе и Республика Казахстан), совсем недавно вышли из не существующего ныне советского строя, строят национальные правовые системы и выходят на уровень самостоятельных политических, внешнеэкономических и иных отношений с другими государствами, регулируемых двусторонними и многосторонними договорами, нормами международного права и международным обычаем. И если для так называемых «цивилизованных народов» (термин, введенный в активный научный, политико-правовой обиход Гегелем, предполагает узкий круг

«цивилизованных народов» – европейских, относя остальные к «варварским») основной целью международного и национального права является защита прав и свобод человека, то молодые постсоветские государства в числе остальных развивающихся государств мира, с трудом относимых к «цивилизованным», вынуждены осуществлять формирование своих национальных правовых систем в соответствии с международными требованиями и отработанными столетиями общепринятыми нормами «цивилизованных» стран. Хотя некоторые

«цивилизаторские функции» этих стран достаточно часто и очень остро высмеивались самими же европейскими мыслителями. Так, прекрасная сказка Даниэля Дефо о Робинзоне Крузо, сумевшем в одиночку построить цивилизованный уголок на необитаемом острове, была призвана, помимо всего прочего, укрепить идеологию о великой цивилизаторской миссии «старого света».

На практике ни один подобный случай в истории не был отмечен: моряки, оказавшиеся в подобном положении, погибали, а в лучшем случае ассимилировались местным населением. Заметим тонкий политический юмор Дефо, который на смену благородному первопроходцу послал на тот же остров кучку негодяев, которых на родине ждала виселица. С этого момента мы можем ожидать построение «цивилизованной европейской государственности» на основе

«ценностей», навязанных аборигенам этими изгоями.

На современном этапе укрепления казахстанской государственности речь идет не сколько о защите прав человека и гражданина, сколько о защите прав самого государства в мировом сообществе, поиске своей ниши в давно обжитом мире, в котором нас никто не ждет как сильное, развитое, подлинно суверенное во всех отношениях государство, тем более не склонен содействовать процессу становления развитого независимого Казахстана. Вместе с тем, очевидно, что невозможно в кратчайшие сроки превратить Казахстан, органическую часть бывшего СССР, в суверенную страну, не восприняв передовых, в том числе и правовых достижений мирового сообщества. Несмотря на многочисленные заверения о бурном, прогрессивном развитии Казахстана, темпы развития нашей страны, в том числе и в сфере права, желают лучшего. Так, Марек Домбровский, проф. Варшавской школы экономики, назвал лидерами трансформации на постсоветском пространстве страны Центральной Европы, а Казахстан вместе со странами СНГ признан отстающим, правда, Казахстан является одним из лидеров среди этих аутсайдеров4.

4 Халабузарь Н. Польские оценки казахстанским реформам: 10 лет суверенитета: взгляд со стороны//Экспресс К, 22 декабря 2001г.

(4)

Политическое руководство нашей страны, реально представляя данное положение, прогнозирует соответствующее развитие государства. Республика Казахстан стала первым и единственным государством стран СНГ, принявшим программу государственно-правового развития, рассчитанного на 33 летний период, изложенную Президентом страны Н.А. Назарбаевым в работе «Казахстан - 2030: Процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев: Послание Президента страны народу Казахстана».

В долгосрочном приоритете №1, указанном в Программе «Казахстан 2030», говорится о безопасности нации и сохранении государственности, о том, что для обеспечения своей независимости и территориальной целостности мы должны быть сильным государством (курсив наш – А.Е.) и иметь надежные и дружественные отношения с соседями. Термин «сильное государство», применительно к будущему Казахстана, несколько раз отмечается в Программе

«Казахстан 2030». Отсюда возникает проблема, лежащая в сфере изучения соотношения международного и национального права Республики Казахстан – соотношение процессов построения сильного государства и утверждения ценностей правового государства, соотношение сильной государственной власти и развитие в стране гражданского общества.

Данное понятие стало предметом полемики на всероссийской конференции

«Российское государство и право на рубеже тысячелетий», прошедшей 2-4 февраля 2000 г. в Москве. На ней акад. Б.Н.Топорнин в качестве ориентира современной теории государства и права предложил использовать понятие

«сильное государство», т.к. в силу различных причин, в том числе и из-за чрезмерного распространения концепций, пропагандирующих ограничение роли государства условиях действия саморегулирующегося рынка, тогда как любое реформирование невозможно без сильного, эффективного государства5. Эту точку зрения поддержал Председатель Конституционного Суда РФ М.В.Баглай, отметив, что юридической науке понятие «сильное государство» неизвестно и предположил, что это понятие скорее не теоретическое, а практическое.

В.С.Нерсесянц в своем выступлении отметил, что Конституция является сегодня единственным интегрирующим фактором для всего постсоветского геополитического пространства страны, генеральным критерием для всех предстоящих реформ. В этом контексте положение о сильном государстве выходит за рамки конституционных положений, что чревато утверждением государства силы. Ученый предложил вести речь о становлении суверенной государственности в стране, верховенстве государственной власти и конституционно-правовой законности: «Сила государства заключается в утверждении правового суверенитета государства, выполнении им функций на всем пространстве своего суверенитета и на любом уровне. Поэтому мы должны стремиться к утверждению правового, социального... светского государства с республиканским строем. Такое государство и будет сильным»6.

5 «Российское государство и право на рубеже тысячелетий» (Всероссийская научная конференция). – Государство и право, 2000, №7, с. 5-14.

6Там же, с. 5-14.

(5)

В Программе «Казахстан 2030» в качестве долгосрочного приоритета №7 обозначено «профессиональное государство, ограниченное до основных функций». Корень ряда таких проблем как отсутствие координации между министерствами и ведомствами, между регионами, что является одной из основных причин кризисных явлений в социально-экономической жизни; не соответствующие друг другу объемы ответственности за решение конкретных задач, дублирование функций и круговая порука; проволочки и бюрократические междоусобицы; отписки и коллективная безответственность кроется в отсутствии стратегических планов. Работа каждого министерства, ведомства, акимата, равно как само региональное развитие, должна быть подчинена общегосударственной стратегии с четко определенными целями и конкретными задачами. Отсюда вытекает задача создания единого властного координирующего органа, контролирующего деятельность и усилия ведомств по реализации стратегических задач. В настоящее время данные функции выполняет Администрация Президента Республики Казахстан, хотя ее функции не определены в Конституции страны, а потому не выполнено требование данной же Программы о том, что «государственная система координации должна быть эффективной и транспарентной. Результаты ее работы должны быть доступны всем подотчетным органам». Транспарентность в государственных делах обеспечивается не доброй волей ответственных лиц государственных органов или отдельных государственных служащих, а в соответствии с действующим законодательством.

(6)

В количество семи основных принципов стратегии, на основе которой будут окончательно сформированы Правительство и местная власть, входит, помимо остальных: компактное и профессиональное Правительство, сконцентрированное на выполнении лишь нескольких наиболее важных функций; работа по программам действий на основе стратегий. Стратегические программы развития страны разрабатываются под непосредственным руководством Президента и утверждаются им же. Так что будущее профессиональное правительство должно быть, согласно Программе, профессиональным исполнителем, эффективность которого базируется на трех взаимозависимых факторах: его структурной органи- зации, стратегической координации, уровне подготовки кадров. При этом задачей на ближайшее будущее ставится создание небольшого и гибкого аппарата, со- стоящего из способных и преданных кадров, владеющего методами стратегического планирования. Понятие «преданные кадры» выходит за рамки правоведения, поэтому его анализ оставим политологам. Правительства, согласно Программе, добившиеся успеха,— компактны и сконцентрированы на нескольких главнейших функциях, которые в состоянии выполнять только государство. Более того, эффективные правительства фокусируются на ограниченном числе приоритетов и на реализации стратегий по достижению этих целей. Думается, Правительству все же не стоит уповать на то, что «рынок все расставит по своим местам», ибо в переходный момент, особенно трудный для подавляющего большинства населения, государство могло бы взять на себя больше обязанности в социальной сфере: обеспечение трудовой занятости населения, адресная социальная помощь, более активное участие в обеспечении безопасности пенсионных накоплений и т.д.

В Стратегическом плане развития Республики Казахстан до 2010 года именно этим вопросам – укреплению социальной политики – уделено гораздо большее внимание. Целый раздел (II) посвящен раскрытию ряда социальных целей, входящих в стратегию действий: обеспечение эффективного развития системы профессиональной подготовки; изыскание возможности переподготовки безработных; содействие формированию национального менеджмента, предпринимательского класса; содействие занятости социально уязвимых слоев населения; внедрение новой системы оплаты труда; обеспечение реальных доходов населения; развитие системы страхования и т.д.7

Думается, что сильное, профессиональное государство, стремящееся стать правовым, должно профессионально защищать в первую очередь граждан страны, тем самым укрепляя патриотичность и инициативность населения, что является основой гражданского общества, хотя порой складывается впечатление, что некоторые представители исполнительной власти недооценивают умение народа воспользоваться широкими правами, присущими развитому демократическому обществу. Это мнение глубоко ошибочно, т.к. стабильность общества достигается путем вовлечения широких народных масс в активную общественную жизнь, совокупность различных общественных организаций которой и представляет

7 Постановление Правительства Республики Казахстан от 7 июня 2001 года N 768 «О проекте Указа Президента Республики Казахстан «О дальнейших мерах по реализации Стратегии развития Казахстана до 2030 года»//Справочная система «Законодательство Республики Казахстан». Выпуск 1, 2002 г.

(7)

собой гражданское общество – основу любого гармонично развитого, правового государства.

Надо отметить, что отечественная политико-правовая мысль нашла удачный вариант сочетания задач построения сильного и одновременного правового государства и гражданского общества. Он заключается в определении, данном Н.А. Назарбаевым еще в 1996 году в работе «На пороге XXI века» –

«адаптированная модернизация». Понятие «адаптированной модернизации»

предполагает дальнейшее поэтапное совершенствование всех аспектов деятельности государства, в том числе и в области совершенствования национального права – постепенное многоаспектное вхождение страны в мировое сообщество, что требует и более полного приобщения к нормам и принципам международного права с одновременным укреплением суверенитета страны. Адаптированная модернизация правовой системы Республики Казахстан подразумевает постепенное вхождение страны в разряд правовых демократических государств. Данный процесс является реализацией в жизнь ст. 1 Конституции Республики Казахстан. Это возможно лишь при построении сильного государства в сочетании с развитым гражданским (буржуазным) обществом. Эти два фактора и могут стать на настоящий переходный период казахстанской «национальной идеей», которая будет отвечать интересам всего многонационального народа Казахстана.

Referensi

Dokumen terkait

Внести в приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 20 марта 2015 года № 137 «Об утверждении Правил организации учебного процесса по дистанционным образовательным

КРЕЦУ Член Высшего Совета Магистратуры Республики Молдова http://www.enu.kz Конституция – правовая основа защиты прав человека и построения правового государства в Республике

Определено место Республики Казахстан в типологии стран мира по размерам территории, по численности населения, по географическому положению, индексу развития человеческого потенциала,