• Tidak ada hasil yang ditemukan

Социально-психологические ценности казахского народа в творчестве А. Кекильбаева.

N/A
N/A
Protected

Academic year: 2024

Membagikan "Социально-психологические ценности казахского народа в творчестве А. Кекильбаева."

Copied!
3
0
0

Teks penuh

(1)

Урузбаева Г. Т., кандидат педагогических наук, доцент Кафедры психологии ЕНУ имени Л.Н. Гумилева.

Социально-психологические ценности казахского народа в творчестве А.

Кекильбаева.

Система ценностей была сформирована в процессе исторического развития человеческого общества от ее праисторических форм до современного состояния.

Ценность – особое общественное отношение, благодаря которому потребности и интересы индивида или социальной группы переносятся на мир вещей, предметов, духовных явлений, придавая им определенные свойства.

Формируя свое поведение в обществе, человек идентифицирует ценностные ориентации с основными жизненными проблемами. Согласно концепции Ф.Кланхон, повторяющиеся жизненные проблемы дают возможность их классификации. Человек, взаимодействуя с природой и окружающей средой, либо доминирует над ней, либо сосуществует, либо ею порабощен;Человек оценивает природу человека как добрую или злую, либо в сочетании добра и зла;Человек предпочитает будущее, чем прошлое или настоящее;Человек предпочитает виды деятельности, связанные с развитием и становлением;Человек оценивает свои отношения с остальными людьми позиций прямой, косвенной, индивидуальной взаимозависимости. В различных культурах и обществах эти ценностные ориентации будут иметь свои различия и систему приоритетов.

Классификация Памфрея различаетследующим образом уровни ценностей. К первому уровню он относит абстрактные ценности, такие как: демократия, справедливость, равенство, прогресс, свобода, мир, самореализация. Ко второму уровню ценностей относятся ценности функционирующей личности: «хорошее - плохое» общество, «хорошая - плохая» семья,

«престижная - непристижная» работа и.т.п. Третий уровень составляют инструментальные или операциональные ценности /1, с. 78-87 /.

С изменением исторических условий происходила трансформация ценностных ориентиров. Осмысливая современную реальность, А.Кекильбаев в статье «Бессмертие певца доли народной» выделяет ее характеристики, такие как «непростая» реальность, бытие которое «не так-то просто расчленить на героическое и повседневное, локальное и масштабное. Мир- это не только отсутствие военного конфликта, мир - это, прежде всего, максимальная гармония между человеческим сознанием и его созиданием».

Основной заслугой перестройки- перехода к рыночным отношениям, по мнению Кекильбаева, является то, что она внесла ясность в том, что нет подлинного интернационализма без подлинного национального развития народов, нет подлинного коллективизма без подлинного личностного развития людей.

Правильно подчеркивая приоритетность общечеловеческих ценностей и права личности, не следует забывать, что подлинный интернационализм и подлинное национальное развитие народов, подлинный коллективизм и подлинное личностное развитие людей и то, и другое осуществимо при следующих условиях:

 гармоничном межличностном и межнациональном взаимоотношениях;

 возвышение человека, у которого сполна удовлетворены не только его личные потребности, но и интересы той среды, которая, в принципе, питает его и как субъекта, и как объекта социального процесса;

 избегание противопоставления национального - общечеловеческому, интересов людей – интересам народов, построения гармоничного правового сообщества людей./ 2,стр. 103-106/.

Одним из ведущих ценностей любого народа, в том числе и казахского, А.

Кекильбаев выделяет единство народа. В своих работах он раскрывает содержание такой ценности как единство народа. Его подходы к данной ценности представлены в таблице №1.

(2)

Таблица №1. Единство народа как социально-психологическая ценность.

Единство народа как социально-психологическая ценность.

Единство народа можно достичь ценою: «…не унифицирования всего, а беспрекословного признания правомерности присущих всем многообразия и различия».

Для достижения единства народов необходимо стимулировать:

«…все то, что нас объединяет, не пренебрегая всем тем, что нас друг от друга отличает».

Правда и доброе слово призваны укреплять

единство и служить: «…объединению, а не разъединению людей и народов. Не взаимные упреки и запоздалые претензии, а более чуткое, чем прежде, внимание, более глубокое, чем прежде, постижение друг друга.

Правдивое слово и единство народа: Слово сближает людей и народы, дезактивирует землю, от радиации межгосударственной вражды и межэтнической неприязни, очищает мир от вредного отравления бездуховностью и вещизмом, карьеризмом и чинопочитанием, нравственной безликостью, социальной инфантильностью и многими другими жизнепагубными явлениями, незаметно захламившими его в условиях нынешнего всеместного поклонения перед силой и выгодой, освежает кислородом неотступного стремления к справедливости и благородству во всем».

Причина того, что человечество пришло к

такой губительной разобщенности «…не его изначальная

разнородность, а эгоцентричное игнорирование этого никем не опровергаемого объективного обстоятельства», то есть непризнания многими правомерности присущих всем народам многообразия и различия.

Таким образом, А Кекильбаев подчеркивает, что время также неумолимо заставляет признать правоту Платона, еще в древности изрекавшего мысль о том, что «мы должны быть вместе, оставаясь каждый самим собой».

Cамообретение народа, А. Кекильбаев связывает с такой ценностью как «жить по чести». Идея всеобновления народа, писатель связывает с позицией «научиться быть самим собой», которое трактуется следующим образом, «только такой человек не навредит себе, сумея поставить себя на место другого, при любом сложном стечении обстоятельств. Так он вырабатывает у себя не реактивное, а креативное мышление и поведение. При разборе поступка и поведения любого другого, прежде всего, находит то, где он не прав. Без этого он никогда не поймет другого. Никогда ни с кем не сможет найти общего языка. Станет вечно объектом ненависти, если он сильный, презрение, если алчный и жадный, посмешищем – если слабый и глупый. Так будет с любым человеком и народом. Значит, понять другого – и для народа, и для человека это и есть спасать самого себя» /2, с.93 /.

Во многих статьях раскрываются социально-психологические отношения к современной личности как к ценности. А. Кекильбаев рассматривает личность с точки зрения всех ситуаций и событий жизненного пути личности. Значительность личности, по мнению А. Кекильбаева, определяется по её жизненной позиции, по тому, насколько

(3)

значительна проблема, с которой она живет, решающей роли личностного самосознания и социальной инициативы человека в исторических процессах.

Описывая современного человека, Абиш Кекильбаев в статье «Пора всерьез задуматься о многом», пишет: «Говорят что не только в эти дни люди потеряли прежнюю приветливость и открытость. При виде этих давно и прочно нависших на здешние лица мягко говоря, невеселых гримас начинают вздрагивать мускулы. Ныть какая-то непонятно тупая ссадина в сердце. Видимо, не только на теле отдельных лиц, но и в сердцах многих здесь кровоточат раны. Раны, нанесенные, прежде всего, не вчера и не позавчера складывавшейся, а давно устоявшейся здесь практикой, заставившей людей годами накапливать в своих сердцах нестерпимые обиды и злость».

Интересным на наш взгляд, является рассмотрение нравственности и существования человеческого рода, через призму анализа деятельности современного человека, к которому он относит автоматизм существования и безропотное рабство – манкуртизм. Рассматривая творчество Айтматова, А. Кекильбаев отмечает, что Ч. Айтматов

«не ограничивается осуждением насилия, разоблачает и его порождение - рабство». Как Маркес путем гиперболизации доводит читателя до отвращения, раскрывая всю ничтожность деспотического всесилия, так и Айтматов потрясает душу проникновением в зловещую всеуничтожающую сущность безропотного рабства. Манкуртизм, в его интерпретации,- это исчерпывающий символ идейного крепостничества и духовной самоликвидации. Не только от тирании, но и от зловещего продукта-оболванивания людей, всеодобряющего головокивательства – гибель всего святого и священного, в том числе высшего достижения человеческой цивилизации- нравственности, даже самого человеческого рода»./4, с.23-28/.

Таким образом, в творчестве А. Кекильбаева раскрыты ряд метаценностей (метапотребностей) или бытийных ценностей. Несмотря на абстрактный характер их, в реальной жизни они имеют конкретное наполнение. Единство, отсутствие необходимости в других для того, чтобы быть самим собой, мир и связанное с ним достижение гармонии с самим собой, другими и окружающей средой; доброта, честь, свобода от рабства и подневольного состояния. А.Кекильбаев показывает, что люди имеют не только ценности, но и их иерархию, на которую они ориентируются в различных жизненных ситуациях, в соответствии с тем, насколько общество санкционирует их действия и поступки.

Список литературы:

1.Метауровень ценностей социальной работы. В кн. Фирсов М.В.Теория социальной работы: учебное пособие для вузов/М.В. Фирсов, Е.Г. Студенова.-3-еизд.-М.: Академический Проект, 2007.-с.78-87.

2. А. Кекильбаев. Государственное самоутверждение народа. Романы, повести, рассказы, драма, статьи в 6 томах. - Алматы: Жазушы, 2001.- стр. 103-106

3.А. Кекильбаев.Упрямство памяти. - Алматы: Жазушы, 2001.- стр.66-67.

4. А. Кекильбаев. Уроки поучительного человеческого опыта. - Алматы: Жазушы, 2001.- стр. 43-47.

Referensi

Dokumen terkait

Важной для теории текста, психолингвистики, методики преподавания языков является и мысль ученого о том, что «модель языковой личности служит основанием для построения не только

Пафос Вольтера не учитывает случайность, природные факторы, геоло- гический разлом, цунами; есть только слепая убежденность, что мир иррационален равно как и устройство общества и что

Так же среди ценностей было отмечено то, что надо жить сегодняшним днем 13%, не конфликтовать с родителями 9%, ценить то, что имеешь 9%, и оставить после себя добрый след на земле 7%..