РОЛЬ «ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ КОНСТИТУЦИИ» В СИСТЕМЕ ДЕЙСТВУЮЩЕГО ПРАВА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
Право: теория и практика. – Москва, 2002, №10
Абайдельдинов Е.М.
Международная правовая система является систематизированной. Система современного международного права - уникальное явление. Созданная путем согласования воль государств с различными политико-экономико-культурными системами, она в виде общепризнанных принципов и норм представляет собой в концентрированном виде зафиксированный опыт развития человеческой цивилизации. Существует множество разнообразных норм, регулирующих правила поведения государств. И.И.Лукашук предлагает следующую классификацию международно-правовых норм: по содержанию и месту в системе – цели, принципы, нормы; по сфере действия – универсальные, региональные, партикулярные; по юридической силе – императивные и диспозитивные; по функциям в системе – материальные и процессуальные; по способу создания и форме существования, т.е. по источнику, – обычные, договорные, нормы решений международных организаций1.
Из всей этой классификации можно выделить основополагающие нормы – принципы, без соблюдения которых всеми государствами невозможно нормальное общение, сосуществование государств и иных субъектов международного права. Совокупность принципов международного права образуют так называемую общечеловеческую конституцию2, нормами которой должны руководствоваться государства в своих взаимоотношениях. Этим общепризнанным принципам должны соответствовать все остальные нормы международного и национального права. Выполнение этого и ряда других необходимых условий может стать одной из основ реально предсказуемого,
1 Лукашук И.И. Международное право. Общая часть. Учебник. – М.: Изд-во БЕК, 1996. – с. 104 (371).
2 Баранов В.М. Международно-правовые знания в научном и учебном процессе//Государство и право. 1996, №4, с.
39.
систематического, упорядоченного совершенствования национального права.
Международно-правовые принципы формировались как в Европе, так и на Азиатском пространстве. Так, 29 апреля 1954 года в подписанном соглашении о торговле и связях между Индией и Тибетским районом Китая впервые упоминаются пять принципов мирного сосуществования «панча шила», сформулированные Джавахарларом Неру: 1. Взаимное уважение территориальной целостности и суверенитета. 2. Ненападение. 3. Невмешательство во внутренние дела друг друга. 4. Равенство и взаимная выгода. 5. Мирное сосуществование3. Эти пять принципов, впервые прозвучавшие на языке хинди, получили широкое признание и поддержку в мире, и стали затем основой для выработки основных принципов международного права, которые юридически были закреплены в Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН от 24 октября 1970 года, которая к числу основных принципов отнесла:
неприменение силы, мирное разрешение споров, невмешательство, сотрудничество, равноправие и самоопределение народов, суверенное равенство, добросовестное выполнение обязательств по международному праву4. В Хельсинском Заключительном Акте Совещания по безопасности и со- трудничеству в Европе от 1 августа 1975 года кроме этих, получили закрепление принципы: Территориальной целостности; Нерушимости границ; Уважения прав и свобод человека. Кроме того, ряду принципов посвящены специальные резолюции Генеральной Ассамблеи ООН.
Определенные трудности и колебания доктрина и практика испытывают при толковании понятия «общепризнанные нормы международного права».
А.И.Зыбайло отмечает отсутствие единства в воззрениях как в научной литературе, так и во многих международных и внутригосударственных актах на определение понятия «общепризнанные принципы международного права», что привело к трудностям в оценке соответствия последним национального
3 Горев А.В., Зимянин В.М. Неру. – М., Мол. Гвардия, 1980. – 416 с. (Жизнь замечат. людей). (с. 353).
4 Лукашук И.И. Международное право. Общая часть. – М.: Изд-во БЕК, 1997, 246 с.
законодательства5. Под общепризнанными принципами и нормами международного права Б.Л.Зимненко предлагает понимать общеобязательные правила поведения, признаваемые большинством государств, основным источником которых является международный обычай6. Обобщая сложившиеся в науке международного права представления, под общепризнанными принципами и нормами международного права следует понимать принципы и нормы, имеющие императивную силу, юридически обязательную для всех государств, включая применяющее государство.
Если основным источником общепризнанных принципов международного права является Устав ООН, то вычленение круга общепризнанных норм международного права должно базироваться на правиле ст.53 Венской конвенции о международных договорах 1969 г. По формулировке этой статьи императивная общая (то есть не региональная) норма международного права считается таковой, если она принимается и признается «международным сообществом государств в целом». В литературе нашей страны и в работах иностранных авторов подчеркивается, что «в целом» явно не означает «все государства», поскольку абсолютное единогласие почти 200 государств и иных субъектов международного права просто невозможно. Признание большей частью мирового сообщества определенных принципов и норм международного права, независимо от их происхождения и статуса, дает возможность считать эти нормы и принципы общепризнанными.
Международно-правовые принципы юридически закреплены в Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН от 24 октября 1970 года, и Заключительном Акте Совещания по безопасности и со- трудничеству в Европе от 1 августа 1975 года. В Декларации записано семь принципов международного права: неприменения силы и угрозы силой; мирного разрешения споров: невмешательства во внутренние дела других государств;
5 Зыбайло А.И. Имплементация норм международного права в Республике Беларусь. – Автореф. дис. канд. юрид.
наук. – Минск, 2000. – С. 8. (23 с.).
6 Зимненко Б.Л. Соотношение общепризнанных принципов и норм международного права и Российского права//Международное право, 2/2000/8, с. 53-60.
сотрудничества; равноправия и самоопределения народов; суверенного равенства государств; добросовестного выполнения обязательств. Принципы территориальной целостности, нерушимости границ, уважения прав и свобод человека получили закрепление в Заключительном Акте 1975 года.
Мы поддерживаем мнение М.А.Сарсембаева, который пишет о том, что всего официально закреплены в современном международном праве десять принципов.
Ученый не исключает, что специалисты по международному праву тех или иных стран могут доказывать, что их существует еще двенадцать-пятнадцать. И даже соглашается, что, возможно, так оно и есть в действительности. Однако, по убеждению М.А.Сарсембаева, считаться равноценными десяти вышеуказанным принципам они могут, если будут официально зафиксированы в универсальных международно-правовых документах7. Именно эти десять принципов мы и обозначаем как «общепризнанные». «Признание» принципов права означает их реальное соблюдение и исполнение. Отсюда не совсем корректной представляется нам содержание статьи 8 Конституции РК, которая гласит:
«Республика Казахстан уважает принципы и нормы международного права, проводит политику сотрудничества и добрососедских отношений между государствами, их равенства и невмешательства во внутренние дела друг друга, мирного разрешения международных споров, отказывается от применения первой вооруженной силы». В развитие данного конституционного положения в Постановлении Конституционного Совета Республики Казахстан от 12 апреля 2001 г., №1/2 «Об официальном толковании пункта 3, пункта 1 статьи 6, статьи 8 и подпункта 5) статьи 66 Конституции Республики Казахстан отмечается: «Норма статьи 8 Конституции Республики Казахстан об уважении Республикой принципов и норм международного права означает ее стремление учитывать их при создании внутригосударственного права. При этом действующее право Республики Казахстан должно соответствовать нормам Конституции Республики и приоритет перед законами имеют только международные договоры, ратифицированные Республикой»8. На наш взгляд, в статье 8 Конституции РК
7 Сарсембаев М.А. Международное право. Учебник. – Алматы: Данекер, 2001. – с. 35-45 (344).
8 Казахстанская правда, 16 июня 2001 года.
вместо слова «уважает», которое имеет скорее дипломатический характер (можно «уважать» и... не исполнять), необходимо было включить юридически более точное «соблюдает», или «придерживается». Тем более что в Конституционном Законе «О государственной независимости», принятом 16 декабря 1991г. это уже зафиксировано в статье 2: «Республика Казахстан строит свои взаимоотношения со всеми государствами на принципах международного права».
Твердая опора на принципы международного права, образцовое поведение на международной арене, «игра» по общеизвестным справедливым правилам – все это нужно молодой суверенной республике. Ведь она, как отмечено в Преамбуле Конституции, «желая занять достойное место в мировом сообществе», только утверждает себя в этом огромном мире, в котором найдется (и на сегодняшний день уже есть) достаточно желающих видеть в нашей стране не самостоятельный субъект мирового сообщества, а объект своих амбиций: политических, экономических, территориальных, религиозных и т.д. В подтверждение этой мысли можно отметить, что в научной литературе высказывается аналогичное мнение. Например, Н.В.Миронов в связи с характеристикой государственного санкционирования подчеркивает значение общего юридического основания – принципа (курсив мой – А.Е.) добросовестного выполнения международно- правовых обязательств. Благодаря закреплению в Конституции он является императивным предписанием, адресованным всем государственным органам, в компетенцию которых входят вопросы, регулируемые международными договорами»9. Как подчеркнул В.С.Верещетин, основные принципы международного права должны толковаться и пониматься в совокупности, и ни при каких условиях не противопоставляются друг другу10. До тех пор, пока в Казахстане официально не будет закреплен исчерпывающий перечень, определены сущность и условия применения принципов международного права, трудно рассчитывать на практическую реализацию ст. 8 Конституции.
9 Миронов Н.В. Международное право: нормы и их юридическая сила. – М., 1980, с. 123.
10 Государство и право, 1994, №4, с. 18-19.