сообществ людей. Как было сказано раньше, понятие культура в нашем языке (мңдениет) одного корня с арабским “маданият”, мадина, то есть город. Жители города Нравственности, по мнению великого учителя, отличаются своей воспитанностью, справедливостью, образованностью, любовью к искусству. О вкладе, который аль-Фараби внес в культуру человечества, можно судить по его нижеследующим стихотворным строкам:
Брат мой, с вставшими на неправедный путь не дружи, Будь всегда на стороне справедливости, подальше от них.
Этот мир – нам пристанище не на вечные времена, Никто в мире не может смерть победить.
Может люди всего лишь след на песке?
Неужели мы настолько беспомощны?
От дуновения ветра все мы Из этой жизни исчезнем без следа?
Жизнь дана человеку краткая как миг.
(Н. Келимбетов. Литература древней эпохи. Алматы, 1999, 124 стр)
В целом, Аль-Фараби – титан культуры Востока, в истории мировой цивилизации он занял свое почетное место. Его духовное наследие стало неиссякаемым источником для его великих последователей ибн-Сины, Бируни, Жусупа Баласагуна и других.когда речь идет о восточном Ренессансе, нельзя не упомянуть об еще одном из его истоков, суфизме. В творчестве великих мыслителей, живших на земле Казахстана Жусупа Баласагуна, Сулеймена Бакыргани и особенно, Кожа Ахмета Иасауи, преобладают суфийские мотивы. Было бы однобокостью утверждать после этого, что идею Ренессанса поддержали только арабские последователи Платона и Аристотеля.
Суфийское направление в мире ислама с самого начала зародилось как оппозиционное официальной религии движение. Термин “суфь” производное из арабского “шерстяной плащ”.
Суфии – непритязательные в выборе одежды аскеты, все мысли которых занимают вопросы духовности. Одна из причин распространения суфизма в том, что в арабских халифатах, ранее терпимых в отношении вольномыслия, начиная с Х века начали усиливаться фанатики, они подвергали гонениям представителей различных сект, под предлогом того, что это противно Корану. В частности, были объявлены чуждыми слову Аллаха наследия древних культур иранцев, тюрков и индийцев. В результате этих гонений множество суфиев (называли себя дервишами) из Ирана и Аравии начинают стекаться в Туркестан. В Центральной Азии появилось 300-400 тысяч дервишей. Суфии объявили, что всевышнего нужно понимать не разумом, а сердцем. Видным представителем этого направления, ставший впоследствии одним из мусульманских святых, являлся Кожа Ахмет Иасауи. Самое значительное его достижение в том, что он сумел искусно связать богатейшую тюркскую культуру с мусульманской цивилизацией.
Главное сочинение, написанное Ходжа Ахметом Иасауи, – “Дивани хикмет” (Книга мудрости).
Подвиг жизни Ходжа Ахмета Иасауи связан с тем, что по достижении 63-летнего возраста он, раздав все свое имущество нуждающимся и заточив себя в подземную яму, сказал,– “я достиг возраста пророка, жить дальше и видеть солнечный свет для меня грех”. Восхищенный его праведностью эмир Тимур повелел построить великолепный мавзолей Ходжа Ахмета Иасауи.
Приведем мысль Ибрая Алтынсарина о Иасауи: “Великих среди мудрецов Муштафидов четыре:
имам Агзам, имам Малик, имам Шафиг, имам Ахмед Ханбал Яссауи. Эти четверо изучив подробно значение Шариата, объяснили его народу”. (Признаки мусульманства. Алматы, 1991, 22 стр.).
Если перипатетики Востока писали трактаты,ставя выше ученость, суфийское направление пропагандировало свои идеи поэтическим способом культуры. Известно,что такие поэты, как Омар Хайям, Саади, Хафиз, Низами, Руми, имена которых знает весь мир, декларируя гуманистические идеи суфизма, написали чудесные поэмы. При тоталитарной системе предпринимались попытки приклеить Иасауи, общему представителю всех тюркских народов, занимающему среди них подобающее ему место, ярлык поэта-мистика. В действительности, было бы ошибкой сказать, что суфизм являлся акционным мистическим направлением.
К основоположникам философского направления суфизма относятся аль-Газали и ибн-Араби.
Согласно их учению, быть культурным, означало принятие за образец всесторонне развитого, полнокровного человека. Еще одна гуманистическая идея суфизма –единство человека и космоса.
Космос, где живут совершенные, развитые люди, считается возможно лучшей частью вселенной. Этот чудесный космос достигает своих пределов через человека. Потому, что человек – слепок космоса. Так, идея древних греков о гармонии между микромиром и макромиром нашла свое отражение и в арабо-персидско-тюркском Ренессансе.
Основная сила, двигающая суфиями-шаирами, стремящимися уничтожить различие между Богом и человеком, – любовь. В “Дивани хикмет” Кожа Ахмет характеризует Человека и Любовь как опору жизни. Как и аль-Фараби, он находит свой искомый “Город доброты” в “Гулистане”, где правят любовь и дружба, где правитель разумен, законы справедливы, жители счастливы. Путь достижения Гулистана он видит в декларировании человечности и добродетельных качеств народа, в избавлении от негативного.:
Эй, тленный человек,
Пусть не кончаются твои молитвы,
Бренный мир пусть не проходит впустую.
И не охладевает тепло людских сердец, Кто встанет на правильный путь,
Тот достигнет своей мечты, друзья мои.
В иллюзиях провел я свою жизнь, Похоть моя меня извела вконец,
Птица моей души парит в вышине в небе.
Раб, желающий увидеть лик, никогда не угомонится, День и ночь без устали будет молиться,
И плоть такого раба не усохнет в могиле, Всевышний Создатель светом своим озарит.
(Хикметы, стр. 75)
Одним из проявлений Ренессанса на территории Казахстана является “Кутадгу билик” Жусупа Баласагуна. В этой поэме, написанной девять веков назад (1069-1070), ярко проявляются основные признаки тюркской культуры, подытоживаются идеалы о счастливом существовании. Данный
труд Жусупа Баласагуна Хас-Хаджиба можно рассматривать действительно как энциклопедию
средневековой тюркской культуры.
Жусуп Баласагун жил в пору зрелости восточного Ренессанса, и опирался на духовные источники перипатетиков Востока, к тому же учился и по поэзии суфиев. Поэтому, было бы неверно относить его категорично к одному определенному культурному направлению. Он относится к великим фигурам, зачинателям новых традиций. Историко-культурное направление получает силы из многих источников.
“Кутадгу билик” – философско-назидательное сочинение, которое состоит из 6520 бейтов.
Название поэмы следует из главного принципа Жусупа Баласагуна, который гласит, что опорой жизни является “қђт”, то есть нравственное, светлое существование. Корни творчества Жусупа Баласагуна нужно искать не только в идеях Ренессанса, но в первую очередь в культурном наследии тюркских народов. “Кутадгу билик” не является копией с арабо-персидской литературы, как утверждают некоторые. В поэме много описаний традиций, обычаев, верований племен, живших в Х-ХI веках на территории Семиречья.
Имена персонажей “Кутадгу билик” тоже связаны с прежними представлениями тенгрианской религии. Главный герой Кунтуды – символ справедливого правителя. Данный образ идет с рунических письмен “Культегин” (“Слово о тюркском каганате”) и является главным образом идеальной личности в тюркской культуре, о какой мечтали аль-Фараби и Кожа Ахмет Иасауи.
Характер следующего персонажа раскрывается в образе Айтолды (полнолуние), везира справедливого правителя, воплощения высокого ума и нравственности, приносящему народу счастье и достаток, то есть “кут”. Солнце и Луна во все времена обожествлялись народами Центральной Азии Сын везира – мудрый Угдульмиш – проявление присущей данной культуре образованности и нравственности. В образе Угдильмиша разумность, порядок, спокойствие переданы в философском ключе.
Четвертый образ – дервиш Одгурмиш. Здесь приводятся несколько глубокомысленных рассуждений. Диалог Угдильмиша (понимание) и Одгурмиша (огонь сердца) является миропознавательным поиском, в свое время всколыхнувшим всю эпоху культурного расцвета
арабо-персидско-тюркского мира.
Гармония ума и чувств, нравственности и понимания, истины и любви волновала не только ученых Европы, но и мыслителей Востока. Сколько б ни приглашали дервиша Одгурмиша в Жеруйык – ханский дворец, он не хочет лишаться своей свободы – священного мира. И когда Кунтуды в третий раз подряд приглашает его, тогда лишь суфий дервиш является во дворец хана только с целью беседы. Здесь скрыто большое культурное значение и сумевший угадать его Жусуп Баласагун сделал глубокомысленное предположение о будущности человеческой цивилизации. Сумевший правильно ответить на вопросы хана Одгурмиш, не соблазнившись мирскими наслаждениями, повесив на плечо старую суму, отправляется бродить по горам. Это не является мистицизмом или аскетизмом, напротив, это – победа духовного величия. Повседневная рутина подобна труду Сизифа, который напрасно катит камень в гору. Века тому назад наши предки знали, что путь достижения счастья не в накоплении богатства или в обмане других.
Поражаясь подвигу дервишей-суфиев, Жусуп Баласагун однако, останавливается на интеллектуальности, как основное средство достижения счастья:
Ақыл – шырақ, қара тџндi ашатын, Бiлiм – жарық, нђрын саѓан шашатын...
Ақыл болса, асыл болар – болса ер, Бiлiм болса, бектiк қылар – қылса ер.
Ақыл кiмде болса – болар асыл ол, Бiлiм кiмде болса – бек hңм басыњ ол.
Ақылымен кiсi асыл атанар, Бекке ел iсi бiлiмiмен жасалар.
Талай iзгi iс атқарылды ақылмен...
Разум – светоч, рассеивающий мрак ночной, знание – свет, тебя окружающий сиянием...
Если храбрец обладает разумом, будет он благороден,
Если храбрец обладает знанием, будет он благородно поступать, У кого разум – будет тот благороден,
У кого знание – тот будет благородно поступать.
Своим умом человек прослывет благородным, Знанием своим человек делает добро для народа.
Много благих дел совершено с помощью высокого ума....
Жусуп Баласагун является одним из великих мыслителей, внесший огромный вклад в духовное развитие казахского и других родственных ему тюркских народов. Его наследие – бесценное сокровище.
Еще одно свидетельство того, что территория тюркских племен не была просто далекой окраиной восточного Ренессанса – сочинение “Дивани лугат ат-тюрк” (Сборник тюркских слов) Махмуда Кашгари (ХI век). Этот словарь нужно рассматривать как не только словарное пособие, но и как вклад средневековой тюркской культуры в передовую цивилизацию. Для культуры, завоевавшей мусульманский мир, появилась необходимость проявить себя всему миру. Махмуд Кашгари осуществляет это в своем сочинении. Основная тема, исследуемая Махмудом Кашгари – культура тюркских племен. В исследовательских целях он объехал все территории, населенные тюркскими племенами. “Я в течение многих лет обошел города, зимовья и летовки тюрков, туркменов, огузов, шигилев, ягма, киргизов, собирал выражения, учил и выяснял различные значения слов. Я делал так не потому, что не знал языка, напротив, для того, чтобы выявить небольшие различия, существующие в этих языках. А сам я из самых знающих язык этих племен людей, самых великих мастеров, провидцев, крепких в военном деле бойцов. Я так старательно занимался этим, что наречия племен тюрков, туркменов, огузов, шигилев, ягма и киргизов полностью отпечатались в моей памяти. Все их привел в порядок на единой основе”. (Спор лета и зимы. Алматы, 1985, 9 стр.).
В сборнике содержатся сведения не только о культурной жизни государства Караханидов, вместе с тем замечательно описаны идущие с древности мифы и легенды в тюркской культуре, особенности традиций и обычаев, обожествление тюрками Небесного Тенгри и Солнца, природные явления. Махмуд Кашгари – один из первых ученым, исследовавший народный эпос
в письменной культуре тюрков.