II. КАЗАХСКАЯ ФИЛОСОФИЯ 2.1. Особенности казахской философии
3.6. Специфика научного познания
отличаются от аналогичных понятий повседневного языка).
Используя эти приемы, ученые формулируют законы науки, которые являются эмпирическими обобщениями, отражающими повторяющиеся, необходимые, существенные отношения и связи между отдельными внешне противоположными, но внутренне едиными свойствами и сторонами явлений. Таким образом, мы можем установить важное различие и зависимость между законами объективного мира и законами науки. Первые существуют независимо от нас в самой действительности. Вторые являются их отражением, например, в форме эмпирических обобщений. При этом объективные законы мира отражаются в законах науки далеко не полно, условно, приблизительно, с помощью особых научных абстракций, между которыми устанавливаются логические связи, в особой форме воспроизводящие связи объективного мира. Однако далеко не все законы науки возникают как эмпирические обобщения.
Первоначально многие законы науки выступают в форме гипотез (от греч hipothesis - основание, предположение). Гипотезы - это предположения, догадки, более или менее обоснованные, но еще не доказанные, не подтвержденные полностью. Посвоей логической форме они являютсяусловными высказываниями вида
«если происходит а, то происходит и», «если между а и b существует отношение R, то между ними должно существовать отношение Q» ит. д. Гипотезы делятся надве большие группы: фактические итеоретические гипотезы. Первые - это предположения или догадки об отдельных предметах, событиях ипроцессах. К ним относятся, например, многочисленные гипотезы о строении поверхности Луны, ее минералогическом и физико- химическом составе. После того как на Луну опустились советские автоматические лаборатории, которые передали на Землю точную информацию о ее поверхности и возвратились назад с пробами лунного грунта, из всей совокупности гипотез были выбраны лишь немногие, да и в них были внесены поправки, а остальные были опровергнуты, или, как еще говорят, фальсифицированы (от лат. falsificare - подделывать, искажать). К гипотезам второй группы относится, например, первоначальная догадка Д И. Менделеева о том, что свойства химических элементов изменяются и повторяются периодически. На основании этой гипотезы были предсказаны новые химические элементы и их свойства. Когда предсказания подтвердились, гипотезу стали рассматривать не как предположение, а как прочный, вполне доказанный закон науки.
Теоретические гипотезы и законы нередко противоречат непосредственному чувственному наблюдению.
Так, геоцентрическая система мира, окончательно сформулированная Клавдием Птолемеем (ок. 90 – ок. 160) и гласившая, что Солнце и другие планеты вращаются вокруг неподвижной Земли, лучше согласуется с непосредственными чувственными наблюдениями, доступными любому человеку, чем гелиоцентрическая система Коперника. Коперник сам рассматривал свою систему лишь как правдоподобную гипотезу, но эту гипотезу, поскольку математически точные следствия из нее совпадали с точными измерениями гораздо лучше, чем следствий геоцентрической системы, стали рассматривать как научную истину, как закон движения планет Солнечной системы.
Теоретические гипотезы могут казаться на первый взгляд странными и даже фантастическими, как, например, гипотезы о расширяющейся или пульсирующей Вселенной, выдвигавшиеся и обсуждавшиеся в последние десятилетия. Но как бы ни были они неожиданны, они возникают не в результате творческого произвола, а на основе анализа многочисленных экспериментальных данных и предыдущих менее «удачливых»
гипотез. Новые гипотезы выдвигаются, чтобы объяснить, предсказать и систематизировать факты, которые нельзя было объяснить и предсказать с помощью предыдущих. Если следствия изновой гипотезы подтверждаются наблюдениями и экспериментом, т.е. верифицируются (от лат. verus -истинный), то такуюгипотезу можно рассматривать как в высшей степени правдоподобное предположение, т. е. как закон науки. Именно поэтому Ф.
Энгельс называл гипотезу «формой развития естествознания».
Итак, теоретические знания включают в себя не только установленные, доказанные, подтвержденные практикой законы науки, но и различные эмпирические обобщения, фактические и теоретические гипотезы, которые еще не получили признания в качестве объективных истин, но пока и не опровергнуты. Среди последних лишь гипотезы, получающие высокую степень подтверждения и не противоречащие ранее установленным законам, могут включаться в состав той или иной теории Теория представляет собой, таким образом, наиболее строгую и проверенную часть теоретических знаний. По своей логической форме она выступает как система высказываний (законов), связанных между собой определенными логическими отношениями. К этим отношениям относятся прежде всего отношения эквивалентности и выводимости, или логического следования, высказываний. Высказывания, образующие теорию, должны быть достоверными, доказанными, объективно- истинными. Они эквивалентны в смыслесвоей истинности. Основноедостоинство теории состоит в том, что подавляющее большинство образующих ее высказываний может быть выведено из основных, исходных предложений чисто логическим путем на основании четких логических или математических правил.
Высказывания или предложения, получаемые с помощью такого вывода, называются следствиями теории.
По своему содержанию следствия могут быть как за конами данной теории, так и эмпирическими
утверждениями, описывающими вполне определенные события, ситуации и процессы. Те же предложения, из которых выводятся следствия, обычно называются постулатами, принципами или аксиомами теории. В рамках каждой отдельной теории такие предложения принимаются за основу, но в принципе онисами могут оказаться следствиями других, более широких и глубоких, теорий.
Законы - как наиболее существенные утверждения теории - выполняют следующие познавательные функции:
1. Они отражают наиболее устойчивые, необходимые и общие связи внутри изучаемых теорией различных систем, взаимоотношения и взаимодействия между основными подсистемами и элементами таких систем, которые (системы) образуют предметнуюобласть данной теории (например, системы атомов и элементарных частиц и их взаимодействий образуют предметную область квантовой теории).
2. Они позволяют объяснять уже известные и предсказывать новые явления данной предметной области на основе математических вычислений и логических умозаключений, не обращаясь до поры до времени к наблюдениям и экспериментам. Это весьма облегчает познание объективного мира.
3. Они накладывают определенные, хотя и не явные, сразу не обнаруженные, ограничения на свою предметную область. Так, законы классической механики применимы лишь к макрообъектам, т.е. к предметам надмолекулярного уровня, которые двигаются со скоростями, не сопоставимыми со скоростью света Законы квантовой механики приложимы к микрообъектам, внутриатомным процессам, элементарным частицам.
Специальная теория относительности касается объектов, передвигающихся с около световыми скоростями. Отсюда следует, что любая теория имеет смысл и может рассматриваться как объективная истина лишь в определенных границах, при определенных условиях. В этом проявляется диалектический принцип конкретности истины, гласящий, что любое утверждение истинно при определенных условиях, в данное время, в данном место, в данной исторической ситуации, по отношению к данным явлениям. Вне этих условий истина по законам диалектики может превратиться в заблуждение или ложь, т.е. в своюпротивоположность.
4. Наконец, законы научной теории выполняют функции запрета, систематизации и регулирования процедур исследования Запрещая недопустимые или бессмысленные в рамках данной теории утверждения и абстракции, они исключают произвол Например, один из постулатов квантовой механики утверждает неразличимость одноименных элементарных частиц Это означает, что во множестве электронов мы не можем выделить два электрона, отличающихся своими сугубо индивидуальными признаками Такой запрет не произволен. Он имеет свои объективные основания Его применение избавляет от многих серьезных заблуждений и ошибок, в том числе от переноса в данную область (микрообъектов) приемов распознавания конкретных предметов, применимых в другой области, но совершенно неосуществимых в данной. Регулятивные функции законов вытекают из функции запрета. Каждый ученый может подходить к своей проблеме творчески, но это творчество регламентировано в определенныхграницах законамитеории и регулируется ими. Если научное творчество не подчиняется установленным правилам, то необходимо либо создать новую теорию, либо перестроить старую, либо, наконец, признать данную творческую идею ошибочной функции регулирования не запрещают творчества, а лишь требуют четкой оценки его результатов и понимания того, насколько оно оправдано. Наконец, систематизирующая функция законов позволяет установить четкое соподчинение (субординацию) и взаимосвязь (координацию) между элементами и подсистемами данной предметной области.
Вследствие этого ее оказывается возможным представить как сложную функционирующую или развивающуюся систему, что облегчает и упрощает научные исследования.
Теперь мы можемпредварительно ответить на вопрос, в чем же специфика научного познания и его отличие отдругих форм познания. В состав науки всегда включаются теоретические знания. Они содержат отдельные гипотезы, более или менее строго сформулированные допущения, законы и, наконец, строго построенные научные теории. Разумеется, теории такого рода возникают не сразу. Они - результат исторического развития научного познания. Хотя физика возникла еще в Древней Греции строгие физические теории начали складываться лишь в XVII в. В химии и биологии подобные теории появились лишь в XVIII и XIX вв.
Возникновение в той или иной области знания и практики научных теорий означает, что данная область достигла высокого уровня развития, своего рода гносеологической зрелости. Если, скажем, в художественной, технической или политической областях возникают и находят применение теории, то это означает, что появились новые научные дисциплины эстетика как теория эстетической деятельности, как наука о критериях и законах красоты;
технические науки, научные теории, отражающие законы классовой борьбы и политических взаимоотношений.
Наличие в составе определенной системы знаний теориии прочноустановленных законов является верным признаком того, что это система научная.
Теперь легко понять и то, какие преимущества дает научное познание мира. Любая человеческая деятельность представляет собой решение каких-то задач или проблем. Одни из них - производственные задачи нацелены на достижение материальных благ. Другие - политические - на достижение политических целей.
Существуют задачи, цель которых увеличить объем знаний, т.е. создать новые знания, необходимые для решения производственных, культурных и иных проблем. Подобные задачи называются познавательными. Пока современная наука не возникла, познавательные задачи решались очень медленно и долго. На это затрачивались иногда десятилетия и даже столетия, поскольку поиск решений велся вслепую, на ощупь, чисто эмпирическим путем, или, как говорят, методом проб и ошибок.
Когда же возникло современное научное познание, оказалось, что с помощью научных теорий время таких решений можно сократить в десятки и сотни раз Необходимо лишь создать научнуютеорию, изкоторойпо определенным правилам относительно быстро и просто можно получить неограниченное множество надежных следствий. Правда, само создание теорий требует больших усилий и дорого обходится обществу, которое вынуждено затрачивать огромные средства на подготовку ученых, дорогостоящее оборудование, сырье и эксперименты. Зато при этомвыигрывается самое ценное время. Ведь необычайноеускорение технического прогресса, наблюдаемое сегодня, обязано быстрому внедрению все новых и новых научных открытий, которые делаются с нарастающей скоростью.