УДК 333.7313:658.314
СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ АПК И АГРОБИЗНЕСА В КАЗАХСТАНЕ Абдрашитова Тахмина Арыстанбековна Магистр-
преподаватель, МКТУ имени Х.А.Ясави, г.Туркестан
В экономической науке в современных условиях весьма важную роль должны сыграть исследования по фундаментальному анализу исторических событий прошлого на территории нашего государства. В период монопольного господства коммунистической идеологии проб-лемам глубокого изучения социально-экономических событий прошлого не придавалось значения, и история экономики оставалась по существу белым пятном, а анализ сводился преимущественно к восхвалению достоинств нового строя, позволившего перейти от феодаль-ных отношений к социалистическим, минуя капитализм. При этом однозначно определялась роль кочевого хозяйства как отсталого, экстенсивного и даже реакционного, а преимущества социалистического подхода к этому вопросу безмерно преувеличивались.
Экономическая история Казахстана в современных условиях представляет собой за небольшим исключением набор разрозненных и преимущественно конъюнктурных исследований материалов по отдельным периодам, мало связанных между собой и зачастую друг другу противоречащих как по результатам, так и по теоретическим обобщениям.
Обретение независимости и национального суверенитета дает прекрасную и редкую историческую возможность проведения глубоких исследований с привлечением как археологических, так и заранее засекреченных материалов по экономической истории, и эта большая, но совершенно необходимая в своем решении проблема еще ждет своих объективных исследователей.
Это тем более необходимо, так как преодоление кризиса, становление и развитие отечественной экономики должны опираться на прочный фундамент знаний по эволюции развития производительных сил и производственных отношений с тем, чтобы учесть ошибки прошлого и широко использовать богатый, многовековой опыт коренного населения в развитии нашей экономики. Природно-климатические и социально-экономические условия республики настолько специфичны, что разработка и прогнозирование наиболее вероятных путей и на-правлений общественного и экономического развития совершенно невозможны без их учета, а опора единственно на мировой опыт развитых и развивающихся стран может привести к выводам и рекомендациям с далеко идущими не всегда и не во всем положительными по-следствиями.
Поэтому, приступая к разработке проблем развития агробизнеса, необходимо, на наш взгляд, на основании уже имеющихся материалов вкратце проанализировать формирование и развитие агропромышленного комплекса и первоначальные формы организации производства в сельском хозяйстве на территории Республики Казахстан.
В разные периоды нашего государства в сельскохозяйственном производстве применялись разнообразные конкретные формы собственности и хозяйствования, организации и стимулирования труда.
Основной формой земельной собственности в условиях кочевого скотоводства было общинное землевладение. Земля использовалась как пастбище в ее естественном состоянии, без приложения к ней труда. Скот выступал не только в роли средств производства, но также и в роли продукта производства, продукта потребления, а затем и товара, а вьючный и ездовой
9
скот - в роли орудий производства. Кочевое скотоводство носило в основном натуральный характер. Продукты животноводства, как скоропортящиеся продукты, не поддаются накоплению, слишком же большие стада, когда это богатство некому продать и нельзя обратить в деньги, тоже не могли дать больших накоплений, а без накоплении невозможны расширенное воспроизводство и хозяйственный прогресс.
Признаками классической крестьянской земельной общины обычно считалась принадлежность земли общине на праве собственности, а чаще на праве владения, а отдельным членам общины принадлежало лишь право пользования, иногда соединенное с владением землей, причем, этим правом обладали лишь те лица, которые находились в сельском обществе. Право пользования наделом принадлежало члену общины как домо- хозяину. Право пользования, принадлежащее членам общины, проявлялось по-разному в отношении усадебной земли, пахотной земли, сенокосов и выгонов.
В Казахстане земельная община имела специфическую форму: пастбищно-кочевая община. На заре кочевого скотоводства, когда кочевники могли использовать большие необжитые территории, не было собственности на землю, даже родовой. В эпоху движения кочевников на запад (IV-III вв. до н.э.) и освоения новых территорий земли-пастбища использовались сообща на каждом новом участке (месте стоянки), затем племя уходило на другие земли. И здесь нельзя говорить об общинном владении или собственности на землю.
Постепенно, в условиях естественного сокращения пастбищного производства, возникало стремление племен к использованию одних и тех же пастбищ в течение всего года, а затем по сезонам, но разными родами и группами. Это была первичная форма родового земле-пользования.
Уже в IX-X вв. начинает возникать собственность на землю, но не в районах кочевого скотоводства, а в районах развивающегося оседлого земледелия, причем, как собственность общинная и как собственность на усадьбу и на пашню.
Кочевничество - это низшая, по сравнению с оседлостью, ступень хозяйственного развития общества. Кочевое скотоводческое общество в Казахстане развивалось в направлении к оседлости, к земледелию в удобных для этого районах. Первые земледельческие оазисы воз-никают в VI-VII вв. при кочевниках-тюрках на юге.
Собственность на землю носила, возможно, наследственно-подворный характер. Тот, кто первый вспахал землю, кто провел арыки, тот считал землю своей, передавая по наследству обработанный участок.
Рост производительности труда, повышение уровня производительных сил привели к разложению родовой общины и появлению сельской. В условиях кочевого образа жизни своеобразной формой сельской общины в Казахстане выступала аульная община.
Известно, что у большинства земледельческих народов переход от совместной формы землепользования к индивидуальной произошел в сравнительно короткий срок. Например, по свидетельству Ф. Энгельса, германцы такой переход совершили всего за 150 лет. В усло- виях аульной общины кочевников-скотоводов процесс полной индивидуализации землепользования происходил крайне медленными темпами. У казахов аульная община оставалась субъектом землепользования и в XIX в. Появление отдельных семей, богатых скотом, было началом зарождения частной собственности на скот, началом подрыва экономического и социального равенства членов родовой общины. Все более увеличивавшееся на базе частной собственности на скот имущественное неравенство среди кочевников-скотоводов, появление и развитие городов благоприятствовали зарождению и развитию обмена продуктами и торговли. Интенсивный обмен между кочевниками и городами не только ускоряет процесс имущественного обособления семьи, но и делает стадное существование ненужным.
Разложение общинно-родовых земельных отношений началось с превращения в объект индивидуальной собственности прежде всего зимних пастбищ - самых ценных земельных угодий, как это случалось с усадебной землей у оседлых народов.
10
Вслед за обособлением зимних пастбищ, по всей вероятности, происходило обособление и летних пастбищ, ставших впоследствии составной частью объекта земельной собственности феодализирующейся знати. Пользование обособленными земельными массивами по-видимому, выражало первоначальную форму становления феодальных земельных отношений.
Развитие искусственного орошения на юге Казахстана, население которого не было чисто кочевым, обеспечивало получение устойчивых урожаев, повышало про- изводительность труда земледельцев. У них появилась возможность обменивать излишки зерна на продукты животноводства, а с развитием городов - на ремесленные изделия.
А. И. Шахназаров в своей работе «Сельское хозяйство в Туркестанском крае»
следующим образом описывает землевладение в конце XI в [4]. Все земли Туркестанского края, куда входило 5 областей (Сырдарьинская, Самаркандская, Ферганская, Закаспийская и Семиреченская) во времена мусульманских правителей делились на 3 категории:
1 категория - земли, принадлежащие государству, назывались «мамляка»;
2 категория - земли, принадлежащие частным владельцам,-«мильк»;
3 категория - земли, принадлежащие мечетям, медресе с благотворительными заведениями,-«вахм».
Частновладельческие земли «мильк» делились на 4 категории:
1) «мильк-хур» или «мильк-халис» означает имение, освобожденное от государственных налогов за особые заслуги владельца или же выкупленное владельцем пу- тем одновременного взноса в казну его стоимости;
2) «мильк-ушри» означает имение, обложенное государственным налогом в размере 1/10 от всего урожая;
3) «мильк-вахми»-это имение, заповедное в пользу мусульманских духовных и благотворительных учреждений;
4) «мильк-херадж»- владения, которые были присоединены к территории мусульманского государства силою оружия и обложены государственным налогом в размере от 1/5 до 1/2 урожая.
Последней единицей в административном устройстве края являлось сельское общество, которое выбирало старейшину-аксакала, в руках которого была сосредоточена как административная, так и хозяйственная часть управления районом.
В таком виде было мусульманское землевладение до переселения в этот край русского населения.
Русское правительство не признало владения, освобожденные от государственных налогов, разрешило важный аграрный вопрос, не признав привилегированного сословия.
Земли «мильк-хур» приравнивались к категории «мильк-ушри», и все орошаемые земли по новому положению составляли собственность тех, кто их обрабатывал. Часть орошаемых земель в Ферганской, Сырдарьинской и Самаркандской областях, находившихся некогда в общинном пользовании, была разделена между общинниками на подворные участки, размеры которых были невелики. Средний размер надела был не более 5 десятин в Ферганской, не более 7 - в Самаркандской и не более 10 десятин в Сырдарьинской областях.
Этот тип землевладения был самым распространенным. Ему принадлежало 9/10 всех орошаемых земель и оно составляло ядро жизни крестьян Туркестанского края.
Кочевое хозяйство - другой тип землевладения на государственной земле, находящейся в его пользовании. Здесь небольшая часть орошаемой земли и огромная площадь неорошаемой- для пастьбы скота и для посевов отчасти. Эта земля продаваться не могла.
Третий тип землевладения составляла земля, принадлежавшая мечетям и находившимся при них благотворительным учреждениям.
Крупное землевладение на правах личной собственности составляло его четвертый тип.
Увеличение народонаселения вело к дроблению участков, и это, уменьшая ежегодные ресурсы хозяина, отнимало у него возможность лично обрабатывать свой участок, в результате он вынужден был продавать свой участок богатому соседу.
Частная собственность в феодальном обществе и у кочевников-скотоводов занимала определяющее место в системе производственных отношений. Крупная монопольная собственность, появившаяся в противовес общинной форме собственности, господствовавшей при родовом строе, представляла собой в основном иерархическую форму землевладения.
Какова же была обеспеченность поголовьем скота казахских шаруа, достаточная для удовлетворения своих потребностей в средствах производства и создания прибавочного продукта? А. И. Еренов приводит следующие архивные данные. Так, в середине XIX в. семья в Аккумской волости Семипалатинского уезда, состоящая из 8 человек, имела в личном хозяйстве скота: 1) крупного- 21 гол. (из них 2 верблюда, 13 лошадей, 6 - рогатого скота); 2) мелкого - 70 (из них 60 овец, 6 коз); 3) молодняка -80. Таким образом, в хозяйстве имелось, не считая молодняка, 91 гол. разного скота. Средняя обеспеченность 1 семьи по Букеевской орде в 1844-1845 гг. в каждом роде колеблется от 13,5 до 155 голов. В среднем на 20 363 семьи приходилось около 42-43 голов скота.
Таким образом, на основании этих данных можно утверждать, что основная масса кочевников обладала необходимым количеством скота для воспроизводства средств труда, рабочей силы и создания продукта для внесения определенных повинностей в пользу собственника пастбищ.
Итак, с начала XIX до начала XX вв., т.е. почти за 100 лет, казахское кочевое хозяйство претерпело ряд серьезных изменений. Если раньше основной формой хозяйства было кочевое скотоводство, то теперь в дополнение к нему возникает хозяйство оседло- земледельческое, Появляются самые разнообразные переходные формы хозяйства, характер которых зависел от социальных и экономических факторов, географических условий и т. д.
Постепенно определяются пять основных наиболее четко очерченных в своих особенностях типов хозяйств:
1. Чисто кочевое хозяйство, не связанное с земледелием и сенокошением.
2. Кочевое хозяйство, имеющее посевы и занимающееся сенокошением.
3. Полуоседлое скотоводческое хозяйство, не имеющее посевов, но производящее запасы сена на зиму.
4. Оседлое земледельческо-скотоводческое хозяйство, для которого в равной степени характерны разведение скота и земледелие, но в условиях оседлости, содержание скота летом на выгоне или на близких пастбищах.
5. Оседло-земледельческое хозяйство, для которого земледелие являлось основным источником дохода.
Хозяйства смешанного типа представляют переходную форму от кочевого к оседлому хозяйству. В. Ф. Шахматов приводит данные о кочевых хозяйствах смешанного типа. Эти хозяйства имеют много лошадей и овец, мало крупного рогатого скота и небольшое количество верблюдов. Для хозяйства такого типа кочевое скотоводство является основным занятием, земледелие - подсобным. В хозяйствах оседлых казахов-земледельцев изменился состав стада по сравнению с хозяйством кочевника. Им не нужны были верблюды, уменьшилось количество овец и лошадей, но значительно увеличился удельный вес крупного рогатого скота в стаде.
Такова история развития форм собственности и хозяйствования в Казахстане до начала XX столетия.
Развитие производственных отношений в советский период подробно освещено в многочисленных трудах отечественных и зарубежных авторов. Но в последние годы происходит громадная переоценка ценностей и сложившаяся командно-административная система управления экономикой воспринимается совсем иначе. Как уже отмечалось выше, колхозно-совхозная система организации труда и производства оказалась несостоятельной, поэтому в современных условиях возникла острая необходимость в реформировании форм собственности и хозяйствования и в целом производственных отношений в экономике республики вообще и в сельском хозяйстве в особенности.
12
Литература
1. Ертазин Х. Становление и развитие агробизнеса. Алматы,1997г.
2. Абдильдин С.А. Бизнес-план сельского предпринимателя. Алматы, 1997.
3. Абдукамалов О.А., Челекпаев Я. Д. Новые формы хозяйствования в АПК и факторы их развития в условиях рынка. Алматы. КазНИИНТИ, 1991.
4. Арынов Е.М. О стратегии экономических реформ в Казахстане: приоритеты и неотложные шаги. Алматы: КИСИ. 1993. Аутов Р. Р. Острые грани перестройки АПК.
Алматы: Кайнар. 1990.
5. Аутов Р.Р., Ертазин X. и др. Проблемы перехода к регулируемым рыночным отношениям в АПК. Алматы: КазСХИ. 1992. С. 24.
6. Оспанов М.Т., Аутов Р.Р., Ертазин X.Е. Теория и практика агробизнеса. Алматы: СП
«Франклин». 1997. 359 с.