ГЛАВА 3. ДОЛГОСРОЧНАЯ СТРАТЕГИЯ ЭНЕРГОЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПАРТНЕРСТВА ЦИВИЛИЗАЦИИ
3.6 Институты реализации глобальной энергоэкологической стратегии
Предложенные механизмы реализации долгосрочной глобальной международной стратегии должны опираться на сеть адекватных масштабам стратегии и ее механизмам международных организационно-правовых институтов. О каких институтах идет речь?
1. Формирование в рамках ООН организации, ответственной за разработку и выполнение глобальной стратегии энергоэкологического партнерства цивилизаций. Сейчас такой организации нет. ЮНЕП отвечает в основном за разработку прогнозов экологического развития и поддержку некоторых экологических проектов. Финансированием международных и некоторых национальных проектов занимается Глобальный экологический фонд, Международное энергетическое агентство, представляющее в основном развитые страны (ОЭСР), периодически публикует экологические прогнозы.
Необходимо создать единый глобальный международный орган, который мог бы выступить заказчиком Глобальных энергоэкологических программ и проектов и отвечающий за их использование. Возможны два варианта: либо создать по решению Всемирного саммита или Генеральной ассамблей ООН новую специализированную энергоэкологическую организацию.
Либо расширить компетенцию ЮНЕП, поставить под ее эгиду Глобальный экологический фонд. Второй вариант представляется более подходящим и быстро реализуется, но он потребует радикального пересмотра компетенции и структуры ЮНЕП. В функции этого органа можно ввести формирование глобального механизма реагирования на чрезвычайные ситуации и природные катастрофы типа землетрясений в Гаити, Японии, цунами в Тихом океане, извержения вулканов в Исландии, экологической катастрофы в Мексиканском заливе и другие.
Глобальное энергоэкологическое право – новая отрасль международного права, регулирующая систему правовых отношений в области взаимодействия государств и ТНК, в том числе при реализации энергоэкологических программ и проектов, а также реакцию на
чрезвычайные ситуации в этой сфере. Ряд элементов этого права уже существует, например, в виде международных соглашений о запрете испытаний и распространения ядерного оружия и других средств массового уничтожения. Потребуются также специализированные международные судебные органы для разрешения споров в этой сфере, органы исполнения судебных решений за соблюдением принятых норм глобального экологического права (типа экологической полиции).
Если будет принято решение о введении механизма возмещения экологического ущерба (изъятие мировой экологической антиренты), то потребуется специальный механизм мониторинга объема и конкретных источников загрязнений.
Специализированный орган потребуется и для выполнения функции международного мониторинга и регулирования динамики мировых цен на энергоресурсы, применения глобального антимонопольного законодательства в этой сфере.
Экспериментальной базой для создания механизмов будущего глобального права может служить нормативно-правовая база Европейского союза в регулировании энергетики и экологии. Следует с этой точки зрения изучить накопленный опыт, возможности и перспективы его использования в глобальных масштабах.
Финансовые институты – необходимое условие реализации Стратегии энергоэкологического партнерства цивилизаций, ее программ и проектов. Сейчас функцию регулирования глобальных финансово-кредитных отношений выполняют в основном Международный валютный фонд, Всемирный банк и менее известный Фонд финансовой стабильности. Существует ряд организаций типа Международной финансовой корпорации, Европейского банка реконструкции и развития и т.п. Но во всех этих организациях превалируют и «заказывают музыку» богатые страны, внесшие наибольший финансовый вклад в фонды этих организаций. Интересы стран, представляющих большинство человечества, нередко игнорируются либо нарушаются. Насущной задачей является демократизация деятельности этих организаций. Шаги в этом направлении были предложены «Группой большой двадцатки», однако они оказались малодейственными.
Стоит обсудить вопрос о создании, наряду с Глобальным экологическим фондом, Всемирного энергоэкологического банка реконструкции и развития, возложив на него функции поддержки не только экологических проектов, но и проектов по преодолению поляризации в этой сфере, развитию энергетической базы и энергоэкологических технологий в отстающих, бедных странах («полюса бедности») с учетом экологических требований.
Кадровое обеспечение реализации Стратегии, ее программ и проектов должно опираться на сеть существующих и вновь создаваемых образовательных и консультативных институтов.
Речь идет как о кадрах разработчиков и исследователей энергоэкологических программ и проектов, так и о кадрах национальных и международных чиновников и руководящих работников корпораций, осуществляющих руководство, выступающих в роли их заказчиков и приемщиков полученных результатов и практического использования этих результатов.
Энергоэкологические программы и проекты, тем более международные, обладают значительной спецификой и требуют специальных знаний. Сейчас таких знаний не хватает, что служит источником многочисленных ошибок и просчетов, провалов ряда проектов, при осуществлении базисных инноваций в этой сфере.
Исправить положение можно было бы как использованием специальных программ образования в ведущих университетах мира, так и путем организации переподготовки и дополнительного профессионального образования на базе Глобального инновационного Интернет-университета (ГИИУ) в партнерстве с ведущими университетами. По энергоэкологической программе «Энергия Севера» намечается организовать профессиональное образование на базе создаваемого Арктического научно-образовательного комплекса в партнерстве с ГИИУ и Санкт-Петербургским государственным политехническим университетом.
В исследованиях стенного биома значительных успехов достигли ученые Оренбурга. В Институте Степи Уральского отделения РАН (г. Оренбург) доктора географических наук А.А.
Чибилев, С.В. Левыкин С.Жданов в тесном контакте с казахстанскими коллегами проводят большую работу по восстановлению степных угодий, трансформации вторичных степей, роль которых в депонировании углерода огромна. Институт степи УрО РАН является ведущим степеведческим научным центром федерального значения, имеющим высококвалифицированные научные кадры, современную приборную базу и успешно решающим важнейшие научные фундаментальные и прикладные проблемы комплексного изучения степей Северной Евразии как единого эколого-географического и историко- культурного пространства.
В конце XX века в степных регионах России и Казахстана особо остро встали проблемы оптимизации степного землепользования, вызванные деградацией почвенного покрова и ландшафтно-биологического разнообразия. В этот период были развѐрнуты масштабные исследования почвенного покрова степей Южного Урала, Тургайского плато, оптимизации степного земледелия на ландшафтной основе. Были разработаны научные основания для выделения уникальных, редких и исчезающих почвенных таксонов, что привело к созданию первой в России региональной Красной Книги почв. С февраля 2008 г. по настоящее время лабораторией руководит д.г.н. С.В. Левыкин (рисунок 34).
Рис. 34. Коллеги из России: директор института Степи, член-корреспондента РАН, д.г.н. Чибилѐв А.А., заведующий лабораторией агроэкологии, д.г.н. Левыкин С.В. и профессор Оренбургского государственного
аграрного университета, заслуженный деятель науки, д.б.н. РФ Шевченко Б.П.
Целью деятельности лаборатории является разработка агроэкологических основ степного землеустройства для сохранения и восстановления степных экосистем на сельскохозяйственных землях. Анализ процессов поглотительной способности углерода степными пространствами, в разрезе географических зон. При сохранении основных научных направлений работы лаборатории, здесь развѐрнуты исследования в сфере анализа динамики степных агроландшафтов Заволжско-Уральского региона, степной агроэкологии и землеустройства, направленные на решение задачи восстановления ресурсов титульных степных биообъектов на землях сельскохозяйственного назначения.
Мы, авторы монографии (Н.М.), на протяжении последних 15-ти лет проводим совместные экспедиции на обширном пространстве казахстанско-российского приграничья по сохранению и восстановлению степных экосистем, возрастной анатомии, физиологии и этологии копытных (рисунок 30). Мы, за последние 10 лет, с Борис Петровичем опубликовали четыре монографии и два учебных пособия. Безусловно, данный пример может послужить образцом подражания казахстанско-российского сотрудничества в области научных исследований, для последующих поколений.
Другой особенностью, стоящее подражания, является его поистине дружеское отношение ко всем казахстанцам. Видимо, это связано с неизгладимыми впечатлениями его детства. Он родился в Акбулаке (Оренбургская область), в голодные годы его воспитывали казахи, каждого из которых он помнит по имени и фамилии. Именно подобного рода примеры взаимного уважения, добрососедства и поддержки описывал в своих трудах Лев Николаевич Гумилев, именем которого гордится каждый сотруник нашего университета. Высокий
профессионализм Борис Петровича и человеческие качества, это тема отдельной книги. Хочу остановиться на особенностях наших научных трудов, т.е. монографиях.
Наши труды восполняли друг друга по многим параметрам, причем с полярных точек зрения. Изучив мою докторскую диссертацию посвященной селекции, технологии и этологии (поведение) табунной казахской лошади (в ней были изложены труды за 25 лет), он дал согласие быть первым оппонентом. С тех пор мы восполнили значительный пробел по многим насущным проблемам естествознания. Приведу лишь два примера.
Поразительно, но факт, что о возрастной биологии козы, о разводимых породах, особенностях козъего пуха, молока, могера и технологиях козоводства в Казахстане не было выпущено, ни одной книги. Хотя благодаря молоку этого животного в голодные годы, выжили не сотни, а десятки тысяч казахов. Наша монография «Возрастная биология козы (в схемах, рисунках и таблицах)», изданная в АО «Кокше-Полиграфия» в 2010 г. – 300 С. [61] является единственной, посвященная данной отрасли. Спустя два года, после ее выпуска и распространения в 2000 экземпляров, в Казахстане и России начали зарождаться специализированные козоводческие хозяйства. Вот в чем сила книги.
Другой пример. «Экофизиология животных при гиподинамии», Астана (2013 г.), раскрывает новый пласт проблем, от чего выбраковываются самые высокопродуктивные животные и как это предотвратить [62]. Когда страна завозит более половины молочных продуктов извне, и это угрожает продовольственной безопасности страны, может ли быть актуальнее темы в агарном секторе. Мы, в определенной степени, смогли бы проконсультировать проблему осуществления прогресса в данной наисложнейшей отрасли, где не последнее место занимает биотехнология, в частности, трансплантация эмбрионов. Если в КНР уже сегодня, ежегодно получают более 100 тысяч телят – это колоссальный успех в молочном скотоводстве. Это не перевозка самолетами сотни животных.
Другая сторона прогресса связана с производством средств малой и средней механизации доения, хранения, транспортировкой и реализацией, либо переработкой, которой должны снабжаться фермеры отдаленных участков. Это позволит наиболее полно осваивать наши пастбищные ресурсы страны, которые составляют 25-28 млн. тонн кормовых единиц, при их стоимости 1,2 млрд. долларов США (данные Всемирного банка, 1994 г.) [63] В освоении пастбищ поучителен профессиональный опыт Австралии. Но это уже тема другого плана.
Когда едут специалисты из одной страны в другую (не имеет значение, откуда и куда) перенимать опыт зарубежных стран, прежде всего они должны обладать азами той специальности, иначе поездка может быть безрезультативной, либо губительной для страны, этому есть множество примеров. Самое существенное в обеспечении продовольственной безопасности страны, это необходимость эффективного освоения многомиллиардных кормовых единиц урожая естественных пастбищ, остающихся не востребованной с весны до глубокой осени. Будучи оптимистом, верю, что верное решение из сложившейся ситуации, предложит независимый аграрный консультационный Совет, под руководством Кайрата Евниева. Его фундаментальное образование и опыт в аграрном секторе вселяет большую надежду. Надеюсь в обеспечении экологически чистыми мясными продуктами питания за счет развития пастбищного животноводства, и в частности, табунного коневодства, в роли действующего научного консультанта пригодятся и наши знания. (Н.М.).
Нам нельзя забывать исторические высказывания выдающихся политиков XX-го столетия. Когда Советский Союз впервые начал закупать зерно из Канады, стареющий Уинстон Черчиль высказался: «Я думал, что умру от старости, скорее я, наверное, умру от смеха…».
Если мы, уже сегодня со всей ответственностью не будем относиться к развитию молочного скотоводства и пастбищного животноводства, мы можем погубить не только престарелых иностранцев, но и себя и соотечественников. Надо уметь стыдиться, в этом тоже нет ничего плохого. Еще великий мыслитель Сократ говорил: «Нет ничего лучше искусства, выше знаний, красивее стыдливости, нет врага страшнее зависти».
Пропагандируя познание, надо поддержать отечественное аграрное производство, кто хотел бы вложить свою лепту в развитие традиционной отрасли, продолжить дело предков и не
стыдиться в этом. Акцетированное развитие пастбищного животноводства нужно производить с учетом водно-земельных ресурсов, основанных на кормоемкости пастбищ и обеспеченности пресной водой. Определение наиболее эффективных зон развития пастбищного животноводства, для последующего государственного субсидирования, невозможно без приборов дистанционного зондирования Земли на авиационном базировании. Вот почему нами была внесена на рассмотрение ректора ЕНУ им. Л.Н.Гумилева, профессора Ерлана Сыдықова, проект создания нового Института биологических ресурсов и дистанционного зондирования Земли (ДЗЗ на авиационном базировании). В техническом плане всю надежду возлагаю на друзей-соратников, ученых-специалистов с большой буквы, прошедших большую школу МГТУ им. Баумана и ФТИ РАН соответственно, это: доктор физико-математических наук Саутбеков С.С. и доктора технических наук Боранбаев С.Н. и Сабденов К. (см. последнюю главу).
По данным ВОЗ организму казахстанцев все еще не хватает витаминного и экологически чистого продуктов питания, каким является натуральное молоко, либо кумыс собственного производства. Протеиновая часть питания в рационе, в основном пополняется за счет мучной продукции, при этом хлебной продукции потребляется почти в полтора раза больше нормы.
Огромный пласт возможностей развития аграрного сектора лежит в производстве энергии, путем получения биогаза из сжиженного навоза животных (нейтрализация метана, закиси азота). Следует отметить, что и здесь практически крайне мало методик и рекомендации, по их внедрению. Без теории низкоуглеродного развития в аграрном секторе, и ее сопровождения на пилотных участках не может быть ощутимого прогресса в сельской экономике. Вот почему мы уделяем особое внимание развитию животноводства, ибо эта отрасль сопряжена с производством биогаза, удобрения, утилизацией отходов, т. е.
низкоуглеродным развитием.
Подбор и расстановка профессиональных кадров в реализации идей, нацеленных на форсированное индустриально-инновационное развитие, при их определенной нехватке, одна из существенных в Казахстане. Это, ощущается при реализации научных проектов, профессиональном сопровождении и внедрении. Однако, если кто нуждается в профессиональной консультации по вышеуказанным направлениям экономики, ученые университета готовы поделиться знаниями и опытом на благо страны. Эти истины прописаны и в Концепции развития ЕНУ им. Л.Н.Гумилева – как исследовательского университета страны.
Ученые международной кафедры управления и инжиниринга в сфере охраны окружающей среды проводят совместные исследования в разрезе международных проектов с учеными США, Европы и России. О результатах экспедиционных исследовании с учеными Института Степи (Россия) можно судить по совместным публикациям и результатам международного Симпозиума под названием: «Степи Северной Евразии», собирающие один раз в два года, ученых более 20 стран (рис. 35). Нами разработан и утвержден перспективный План восстановления лошади Пржевальского в природу степей Оренбуржья (научный руководитель - С.В. Левыкин, научный консультант - М.Ж.Нурушев). Хотя лошади из зоопарков Европы еще не передислоцированы, но мы полны оптимизма, что процесс реинтродукции (восстановление) данного экотипа на территорию России будет произведен в самое ближайшее время.
За успехи в области восстановления степных экосистем и достигнутые результаты, руководство института Степи (УРО РАН) и Оренбургского государственного аграрного университета, выдвинули кандидатуру доктора биологических наук Российской Федерации и Республики Казахстан М.Ж.Нурушева на конкурс действительного члена Российской академии естественных наук. Общее собрание Президиума РАЕН единогласно одобрила данное решение (рис. 36). Быть в рядах такой академии почетно каждому. Действительно, что в историческом прошлом, члены данной академии, с математической точностью до одной недели, предсказали начало последних двух мировых экономических кризисов, задолго до этого. И, нам, вдвойне приятно, что это отделение циклов и прогнозирования РАЕН, пополнилось иностранным членом из Казахстана.
Рис. 35. Результаты работ высоко оценены Рис 36. Диплом академика Российской академии коллегами из России естественных наук (РАЕН)
Формирование институтов по реализации долгосрочной стратегии энергоэкологического партнерства цивилизаций и совместные международные проекты помогут достижению целей Стратегии в более сжатые сроки, что будет способствовать более быстрому преодолению кризиса. Становлению ноосферного энергоэкологического способа производства и потребления не только в авангардных странах, но и в масштабах планеты.