Граница распространения наводнений Регион 1990 г.
Подвергаемое опасности население (млн.
чел.)
1990 г.
Среднее количество людей, под-
вергшихся навод- нениям
(тыс. чел.)
2080 г.
Рост количества людей, подвергающихся
наводнениям, вследствие подъема уровня моря и отсутствии адаптации (%) Атлантическое
побережье
19 19 50-9 000
Балтийское побережье
1,4 1 0 - 3 000
Средиземноморское
побережье 4,1 3 260-120 000
Источник: Доклад МГЭИК «Изменение климата, 2001 г.: Последствия, адаптация и уязвимость» [70].
Основные экономические мотивы деятельности ЕС по стимулированию сокращения выбросов парниковых газов заключаются в содействии формированию и закреплению лидирующих позиций европейских компаний на развивающихся рынках экологических товаров и технологий. Лидеры ЕС хорошо понимают возможности, которые предоставляются европейским компаниям на этом рынке, и то позитивное влияние, которое благосостояние компаний оказывает на общее социально- экономическое положение стран. Вследствие этого, в подавляющем большинстве принимаемых в ЕС программ и нормативно-правовых актов особое внимание уделяется повышению конкурентоспособности европейских компаний на «экологических» рынках.
Помимо этого, регулярно проводятся специальные исследования, направленные на определение положения и экспортного потенциала компаний европейской экоиндустрии22.
В конце двадцатого века объем мирового рынка экологических товаров и технологий оценивался в 330-410 млрд. евро23, при этом прогнозы его роста являются достаточно благоприятными – по европейским оценкам, к 2010 г. объем рынка составит 740 млрд. евро, т.е. увеличится примерно в 2 раза24, а по ряду направлений прогнозируется еще более активный рост (например, объем рынка возобновляемой энергии, по имеющимся прогнозам, к 2020 г. должен увеличиться более чем в 8 раз25).
В настоящее время около 90% мирового экологического рынка приходится на страны ОЭСР. Основными лидерами в экоиндустрии являются США и ЕС, на них приходится 40%
и 32% объема мирового рынка соответственно. На третьем месте по доле рынка находится Япония – на нее приходится 19% объема мирового рынка. Однако в середине 90-х годов двадцатого века рост экологического рынка в странах с развитой экономикой замедлился, в то время как темпы роста экоиндустрии в развивающихся странах, в которых до конца семидесятых годов двадцатого века этот рынок отсутствовал, были достаточно динамичными. Тем не менее, следует ожидать, что в ближайшие 20-30 лет роль развитых стран в производстве и потреблении экологических товаров и услуг останется определяющей. Более того, прогнозируется рост доли Евросоюза на мировом рынке экологических товаров и услуг до 40% к 2010-2015 гг.
22. Под понятием экоиндустрия подразумевается деятельность, направленная на измерение, предотвращение, ограничение, минимизацию или исправление экологического ущерба, наносимого воде, воздуху и почвам, а также проблем, связанных с отходами, шумом и экосистемами.
Экоиндустрия включает технологии, продукты и услуги, которые снижают риск нанесения ущерба
окружающей среде и используют меньшее количество ресурсов. К эко -индустрии относится производство товаров и услуг в следующих сферах:
- очистка сточных вод;
- контроль загрязнения воздуха;
- переработка отходов;
- мониторинг состояния окружающей среды;
- коммунальное водоснабжение;
-рекуперация;
- возобновляемая энергия.
23. При включении в расчет объема нерыночных услуг, оказываемых хозяйс твующими субъектами самим себе, оценка объема мирового рынка экологических товаров и услуг составляла 550 млрд . евро.
24. Информация Агентства Рейтерс, от 19.02.2003 г..
25. В данном случае речь идет и о производстве, и о потреблении экологических товаров и услуг, т.к.
их географическая структура в существенной степени совпадает.
Что касается отраслевой структуры рынка экологических товаров и услуг, то основная его доля (52%) приходится на услуги (в первую очередь, услуги по переработке твердых отходов и услуги по очистке сточных вод). Доли рынка оборудования и рынка использования природных ресурсов равны и составляют 24% каждый.
В конце двадцатого века роль экоиндустрии в экономике ЕС была относительно невысокой. В 1999 г. она характеризовалась следующими цифрами:
- в секторе производства экологических товаров и услуг действовало порядка 30 ООО компаний;
- ежегодный оборот компаний составлял около 110 млрд. евро (или 2% ВВП ЕС)26; - занятость в секторе эко-индустрии составляла примерно 3,5 млн. человек, или порядка 2% экономически активного населения27;
- доля доходов компаний эко-индустрии, получаемых за счет экспорта вне стран ЕС, составляла около 8% (порядка 15% доходов приходилось на экспорт внутри ЕС).
В то же время европейские компании, занятые в экоиндустрии, имеют существенный потенциал роста в связи с прогнозируемым увеличением объемов мирового рынка. Одним из проявлений привлекательности данного сектора для коммерческих компаний является тенденция увеличения доли частного сектора в эко-индустрии (по сравнению с изначально преобладавшим общественным сектором). Вследствие этого основные усилия органов власти Европейского союза направлены на содействие использованию европейскими компаниями потенциальных возможностей роста.
26. При включении в расчет нерыночных услуг, оказываемых хозяйствующими субъектами самим себе, данная цифра возрастает до 183 млрд. евро, или 3,3% ВВП.
27. По другим оценкам, занятость в секторе эко-индустрии составляет порядка 2,6 млн. чел., или 1,3% экономически активного населения.
Основным рынком сбыта для европейских компаний экоиндустрии является Северная Америка (рисунок 40).
Рис. 40. Географическая структура экспорта европейских компаний экологической индустрии в 1998 г.
Источник: "Тhе ЕU Есо-industry's ехроrt роtепtial. Fiпа1 Report tо DGX1 оf the Еиrореап Соmmission"
Sерtетbеr, 1999 [71].
В последней декаде двадцатого века темпы роста объемов экспорта европейских экологических товаров и услуг были достаточно высокими – за 1988-1997 гг.
рост составил более 250%. В то же время в конце двадцатого – начале двадцать первого века уровень производства экологических товаров и услуг в США также довольно динамично росло, в то время как емкость североамериканского экологического рынка увеличивалась гораздо медленнее. Подобная ситуация создает угрозу снижения спроса на европейские экологические товары и услуги в США и повышение конкуренции между европейскими и американскими компаниями на рынках третьих стран. По состоянию на конец 90х гг.
двадцатого века (рисунок 41) доля экоиндустрии ЕС на экологическом рынке вне ЕС и США составляла порядка 7%, в то время как доля экоиндустрии США – около 9%.
Рис.41. Прогноз динамики объемов экспорта экоиндустрии ЕС, млрд. €
Источник: "Тhе ЕU Есо-industry's ехроrt роtепtial. Fiпа1 Report tо DGX1 оf the Еиrореап Соmission"
Sерtетbеr, 1999 [71].
Выход США из участия в Киотском протоколе, оказала двойственное влияние на положение американской экоиндустрии на мировом рынке. С одной стороны, выход из Протокола приведет к снижению темпов роста внутреннего рынка экологических товаров и услуг, вследствие чего американские компании будут более активны на внешних рынках. С другой стороны, ослабленное состояние внутреннего рынка, являясь важнейшим фактором, не сможет противостоять формированию международных институтов развития.
По имеющимся прогнозам, реализация стимулирующей политики в ЕС к 2010 г.
приведет к увеличению экспортных доходов европейских компаний экоиндустрии более чем в 2,5 раза, причем основное увеличение будет достигнуто за счет увеличения экспорта в развивающиеся страны и страны с переходной экономикой (рис. 41). Рост экспорта ЕС в эти регионы в значительной степени будет обусловлен более динамичным ростом спроса на экологические товары и услуги в развивающихся странах и странах с переходной экономикой, по сравнению с динамикой спроса в странах с развитой экономикой.
Что касается политических причин высокого уровня активности ЕС в сфере предотвращения изменения климата, то основной из них является стремление повысить престиж ЕС на международном уровне. После распада СССР США остались единственным лидером в мировом сообществе, чье мнение является авторитетом для менее развитых стран. Объединение Европы и формирование единого государства создало предпосылки для появления противовеса США на мировой политической арене, и сфера экологии, традиционно являющаяся более близкой для Европы, нежели для Америки, предоставляет хорошие шансы ЕС заработать дополнительные политические дивиденды.
Однако до настоящего времени и в области экологии позиция США находила большую поддержку у других стран мирового сообщества. Ярким примером этому является процесс формирования Киотского протокола. Изначально страны ЕС выступали за значительно более высокий уровень сокращения выбросов (к 2010 г. страны с развитой экономикой должны были бы сократить выбросы парниковых газов на 15% по сравнению с уровнем 1990 г.), более раннее начало первого бюджетного периода (первые сокращения выбросов должны были быть достигнуты странами уже к 2005 г.) и весьма ограниченное использование механизмов гибкости (ограничения использование механизма совместного выполнения только рамками ЕС, ограничение использование механизма торговли квотами и исключение из торговли «горячего воздуха»28).
Позиция США была прямо противоположной – более мягкие ограничения и широкое использование механизмов гибкости. В результате в итоговом тексте протокола ограничения по сокращению выбросов были установлены на невысоком уровне (сокращение выбросов парниковых газов за период 2008-2012 на 5,2% от уровня выбросов базового года и требование продемонстрировать «существенный прогресс» к 2005 г.), а ограничения, накладываемые на использование четырех механизмов гибкости, являются минимальными (основным ограничением является требование о «дополнительности» сокращений, полученных с использованием механизмов гибкости). Т.е. следует сделать вывод, что по основным вопросам Протокола возобладала позиция США. Однако выход США из участия в Протоколе и фактически полное игнорирование официальной Америкой наличия проблемы изменения климата предоставил ЕС дополнительные возможности по повышению собственного международного престижа.
28. «Горячим воздухом» в странах ЕС стали называть сокращения эмиссий парниковых газов, полученных в странах с переходной экономикой вследствие сокращения объемов производства, а не вследствие реализации действий, направленных на повышение энергоэффективности и сокращение выбросов.
Несмотря на значимость и экологического и политического факторов, основными для ЕС являются долгосрочные экономические соображения. Хорошей иллюстрацией этого приоритета, является сдержанное отношение к использованию проектных механизмов гибкости Киотского протокола, описанное выше:
- с точки зрения политических соображений, наиболее перспективным является максимально широкое использование проектных механизмов, т.к. это позволяет расширить международное влияние;
- с точки зрения экологических соображений, географическое место со кращения выбросов не играет роли, т.к. парниковые газы достаточно хорошо перемешиваются,
- т.е. именно долгосрочные29 экономические соображения обусловили введенные ограничения на использование проектных механизмов, фактор расширения международного влияния не является основополагающим для ЕС.
Таким образом, в результате анализа деятельности ЕС по выполнению требований Киотского протокола, можно сделать следующие выводы.
1. Воспользовавшись механизмом Киотского протокола по совместному выполнению обязательств, страны ЕС произвели внутреннее перераспределение обязательств по сокращению выбросов парниковых газов. При этом распределение обязательств внутри ЕС носит более обоснованный характер, нежели распределение обязательств в глобальном масштабе, т.к. были приняты во внимание меры по сокращению выбросов, реализованные в предыдущие годы, и экономическая специализация стран в рамках ЕС.
В качестве основного фактора, сделавшего возможным подобное стратегически обоснованное перераспределение обязательств (несмотря на существенной рост дифференциации обязательств по странам), следует назвать относительно высокий уровень экономической и политической общности стран.
2. Практическая деятельность стран ЕС по выполнению требований Киотского протокола, достаточно обширна и направлена на выявление и реализацию имеющегося научно-технического потенциала сокращения выбросов (посредством разработки комплексных и отраслевых программ). А также на использование рыночных механизмов для оптимизации затрат на сокращение выбросов (в первую очередь, это относится к механизму торговли разрешениями на выбросы). Следует отметить, что все разрабатываемые и реализуемые в ЕС программы проходят широкое обсуждение с общественностью, посредством чего достигается сбалансированность интересов различных сторон и повышается приверженность общественности поставленным целям и выбранным механизмам их достижения.
Основной приоритет страны ЕС отдают разработке и реализации внутренних мер, реализация проектов с участием других стран (включая и Россию) рассматривается только как дополнительный инструмент. Подобный подход связан, прежде всего, с мотивацией стран ЕС. Как показал проведенный анализ, из трех типов факторов мотивации (экологических, экономических и политических) наибольшую роль в ЕС играют долгосрочные экономические соображения. Поэтому России при разработке собственной линии поведения следует руководствоваться, в первую очередь, также долгосрочными экономическими соображениями.
29.С точки зрения краткосрочных экономических соображений, ЕС было бы выгоднее расширить степень использования механизмов гибкости Киотского протокола, т.к. это позволяет существенно снизить затраты на выполнение обязательств, по меньшей мере в первом бюджетном периоде.
ГЛАВА 5. ПЕРСПЕКТИВЫ РЕАЛИЗАЦИИ