Социально-гуманитарное знание и образование — важнейший источник, основа и ресурс общественных изменений. Современный этап жизни человечества среди многих острых проблем выдвигает на первый план повышение роли социально-гуманитарного знания и образования в позитивных общественных изменениях и предъявляет к нему новые требования. Эти требования определяются тем, что ныне на рубеже веков и тысячелетий мир переживает не просто невиданные в истории преобразования, но и подходит к такому состоянию, когда дальнейшая судьба человеческой цивилизации будет определяться, главным образом, интеллектуально-образовательным потенциалом общества и человека.
Недаром говорится, что у человечества есть один путь к прогрессу - Знание и единственное средство преодоления всех препятствий на этом пути - Интеллект.
Социум вступает в новый век и тысячелетие под грузом созданных им самим глобальных проблем: экономического кризиса, обозначившихся пределов роста, исчерпанности потенциала потребительских общественных систем, тупика научно- технического прогресса, кризиса науки и культуры, утраты идеалов и ценностных ориентиров, упадка духовности, нравственности.
Исторический опыт все более подтверждает истину, выдвинутую еще древними мыслителями, о том, что наилучшее общественное устройство обеспечивается хорошим образованием и воспитанием. Вот почему передовые страны сегодня признают и осуществляют на практике в качестве базового принципа государственного строительства, а также концепций и стратегий обеспечения национальной безопасности и развития общества принцип реальной приоритетности науки, образования и культуры перед всеми другими целями и задачами. Переход к информационному обществу, к обществу знаний (knowledge based society) немыслим без современной системы науки, образования и культуры.
Позитивным общественным изменениям могут способствовать только измененные социально-гуманитарные знания и образование. Поэтому их достижения, как и меру востребованности в современный период, уже недостаточно оценивать, исходя из них самих.
Конечно, их потенциал велик, а возможности все растут. Но, как показывает практика, различного рода кризисы возникают уже не столько из-за неспособности социально- гуманитарного знания и образования получать новые результаты, а, как правило, благодаря им. Наука, например, да и образование настолько хорошо научились приспосабливаться к жизни, отождествив стремление к истине с извлечением пользы, что вывести их из этого состояния не может даже надвигающаяся глобальная катастрофа.
Системы обществознания и образования во всем мире переживают ныне глубокий кризис потому, что традиционные способы получения и передачи знаний, основанные на жестком разделении труда, на административно-бюрократических принципах организации, на техносознании и технодействии, на потребительских и товарно-денежных ориентациях, не способны решить проблемы воспроизводства и развития общества в его социально- гуманитарном измерении.
Основной урок ХХ столетия — в необходимости осознания и реализации мировым сообществом той объективной истины, что научно-технологический прогресс, экономика, политика и идеология становятся источником социального развития лишь при условии развертывания ими проявления физических и духовных способностей человека. Суть новой парадигмы знания и образования состоит в подходе к человеку как высшей ценности, самоцели и главному условию развития общества. Самоценность человеческой жизни и развитие личности в гармонии с миром природы, социума и собственного внутреннего мира
— таков высший смысл и «сверхзадача» новой системы знания и образования. Наиболее динамичной силой этой системы, ее «ядром» выступает социально-гуманитарная составляющая, основой которой является научное знание о человеке, обществе как живое, целостное, объективное и открытое знание.
В этих условиях социально-гуманитарное знание и образование призваны способствовать:
- выполнению обществом функций критического анализа существующего состояния дел, имеющихся проблем и возможных перспектив;
- переходу его от преобладания мифологических и идеологизированных оснований для принятия решений к достоверной информации, объективной истине, обеспечивающих возможность опережающего развития;
- переходу к продуманным и конструктивным действиям.
Современная социологическая наука призвана прежде всего помочь обществу решить две основные задачи:
- преодолеть великий обман, в условиях которого оно живет и который подталкивает его к гибели, — относительно так называемого нового (экономического, социального, политического, идеологического и т.п.) порядка;
- найти и реализовать спасительные для общества действительно новые способы мышления и действия.
Современная методология образовательного процесса рождается из новой философии и психологии человека: «Человек есть существо самопреодолевающее, преобразующее себя самого — таково самое точное определение человека...» Поэтому образование переходит к
«модели вскрывающей и раскрывающей терапии вместо терапии лепящей, создающей, формирующей».
Главной целью образования становится формирование целостного мировоззрения, предполагающего новый способ мышления и действия человека, знающего, понимающего общество и умеющего жить в современном мире с его многообразием культур и образов жизни, преодолевающего собственный эгоизм и осознающего последствия своей деятельности. Источником такого мировоззрения не могут быть «неудобоваримые камни знания», ослабляющие личность (Ф.Ницше), но становится, по М.Шелеру, «образовательное знание», которое не остается «непереваренным» и органично вживается в структуру личности.
Сегодня назрела необходимость более тесного сближения науки и реальности. Наши знания, полученные в эпоху наций-государств, сегодня устарели по ряду значимых параметров. Их нужно перестроить в новую систему, которая бы отвечала формирующейся реальности современного политического мира.
Во многих странах мира политика вызывает у людей возмущение, если не отвращение. Люди устали от политики и политиков. Их недоверие, апатия и враждебность ведут к разрушению партийной системы и замене ее различными неправительственными и международными организациями и исследовательскими центрами.
В этих условиях совершенно необходимо, чтобы политическая наука обрела новую суть, способную вернуть ей былую легитимность. Поскольку движение капитала, информации, услуг и товаров уже не связано рамками национальных границ, нация-государство утратила монополию на свое хозяйство.
Время системы наций-государств окончилось, и политическая наука должна отражать содержание происходящих в мире перемен. Политическая наука должна усилить свою связь политической реальностью, что обеспечит ей обязательную для науки релевантность. Но, к сожалению, дело не только в нерелевантности политологии, но и в хитросплетениях самой политики, часто не позволяющей систематизировать объект исследования для придания ему ясности и прозрачности.
Политическая наука должна восполнить возникшие в ней пробелы. Во-первых, ей надо быстро расширить область исследования, чтобы вскрыть живое содержание политики.
Во-вторых, она должна быть вооружена учебной программой, отражающей новое содержание и подходы, которые требуются от высшего образования. В-третьих, ей следует приспособиться к требованиям рынка.
В прошлом политология в основном занималась “высокой” политикой и не могла подстроиться к меняющейся среде. Сегодня от нее требуется внимание к “низкой” политике, т.е. к живым и подвижным сторонам реальности. Вместе с тем политическая наука приобретает статус междисциплинарной. Сейчас необходимо разнообразие, а это означает, что политическая наука становится своего рода “ключом” к центральным проблемам в социальных исследованиях. Ее эвристическая функция предполагает большие, чем раньше, методологическую трезвость и научную утилитарность.
Рыночный отбор изменил и цели преподавания политологии. Пора отказаться от аналогии с “исключительным производством”, что позволит пересмотреть наш подход к дисциплине. Политическая наука должна искать потенциальные рынки, где можно создать эффективный спрос.
Весьма перспективными представляются такие профессии, как помощник, советник, инструктор, администратор неправительственной организации, служащий госаппарата, политических движений или временных добровольных союзов. Практика последних лет показывает, что рынок для специалистов в области политической науки будет расти, если мы будем внимательны, неутомимы и готовы учитывать вызовы времени.
Современная эпоха – эпоха глобализации и информационной революции.
Глобализация открывает невиданные ранее возможности для широкого международного сотрудничества государств и народов, поскольку представляет собой всемирное – порой стихийное, порой сознательное – движение к сплочению человеческих сообществ в культурном, технологическом, экономическом, научном, образовательном и других аспектах их жизнедеятельности. Уже сегодня можно и нужно говорить о мировом образовательном пространстве.
Несколько десятилетий назад развитые страны вступили в информационную эру.
Сегодня в США, самой экономически мощной стране мира, более 200 млн. пользователей Интернета, который массово вошел во все сферы жизни американцев. Подобное можно сказать и о ряде других высокоиндустриальных стран. Широкое распространение получило так называемое заочное обучение по Интернету, особенно в сфере социально-экономических дисциплин, которое в большинстве случаев требует лишь наличия домашнего компьютера, интерактивной связи с соответствующим университетом и регулярной (относительно небольшой) оплаты за виртуальные занятия, консультации и т.п.
Принципиальную роль в преподавании социально-экономических дисциплин – как на Западе, так и в Казахстане – играют образовательные стандарты и программы. Отличие нашей страны в этом плане от развитых государств Запада и Востока состоит в том, что ее стандарты и программы были разработаны (и откорректированы в соответствии с мировой практикой) относительно недавно. Кроме того, в нашем вузовском образовании пока довольно слабо используются интернетовские источники и формы получения знаний.
Сказанное полностью относится и к политологии – одной из сравнительно новых общественных дисциплин в Казахстане.
Накопленный опыт преподавания политических наук позволяет сделать ряд выводов и предложений по его оптимизации. Сначала рассмотрим политологию как часть компонента вузовского (неполитологического) образования.
Сам факт введения этой дисциплины в качестве обязательной для изучения в вузах по всем специальностям способствовал ее институционализации и научному авторитету. За прошедшее десятилетие было издано немало учебников и методических пособий отечественными авторами.
Важной характеристикой вышедших в последние годы учебников является пристальное внимание к проблемам и теории, и прикладной политологии (политическому анализу, выборам, транзитологии, прогнозированию и пр.). Вместе с тем почти они никак не
“увязаны” c Интернетом.
Поэтому, когда речь идет о совершенствовании учебной литературы по политологии, наиболее актуальным представляется взаимодействие с Интернетом и усиление внимания к казахстанским проблемам (что опять же во многом решается через виртуальную Сеть).
Думается, что среди наших ведущих политологов есть люди, способные подготовить общеобразовательный интернетовский учебник по политологии, который бы учитывал весь накопленный опыт преподавания политологии – в мире и в Казахстане. Учитывая коллективный (причем апробированный) характер такого учебника, он мог бы быть полностью размещен в Интернете, в т.ч. в сжатом переводе на английский и иные языки.
Назрела необходимость и в создании учебников по политологии для различных гуманитарных, естественнонаучных и естественнотехнических специальностей – для юристов, экономистов, журналистов, инженеров и т.д. Весьма острая для преподавания профессионального цикла политологических дисциплин (их около 20) проблема – недостаток специализированных политологических учебников и учебных пособий. Это прежде всего касается прикладных курсов, столь важных для подготовки будущего политолога и проведения профессиональной практики. Здесь, пожалуй, не обойтись без централизованной программы разработки и издания учебников по курсам “Политический анализ и прогноз”, “Политический менеджмент”, “Политическая информатика” и т.д. Ясно и другое: в XXI в. не только учебники, но даже обычные программы политологических курсов не могут рассматриваться как современные, если они не используют базу данных Интернета и не ориентированы на нее.
Сегодня фактически невозможно стать политологом-профессионалом без особых компьютерных классов-лабораторий. Более того, полученные навыки и информация довольно быстро утрачиваются, если к ним регулярно не возвращаться. Политическая и политологическая информация в Интернете есть нечто вроде иностранного языка: когда им не пользуешься, то теряешь. И наоборот, занятия по политологии, которая во многих отношениях существует лишь как сравнительная дисциплина, предполагает постоянную практику в иностранном языке.
Каждая общественная наука имеет, как любят говорить ученые, свой объект и предмет исследования. Но общество и политика в Казахстане тесно переплетены. Вот почему в политологии все большее значение будут приобретать комплексные, междисциплинарные исследования инновационного типа, в которых должны соединять свои усилия казахстанские ученые и практики (при возможном участии зарубежных специалистов) с целью апробации и популяризации ряда отечественных политологических проектов на мировой сцене.